Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности
Материалы / Уголовная ответственность несовершеннолетних / Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности
Страница 4

Однако, на наш взгляд, минимальный срок этих мер должен составлять не менее шести месяцев. В течение этого периода, возможно, сделать обоснованный вывод об исправлении подростка либо его стремлении уклониться от исполнения возложенной на него меры; решить вопросы о возобновлении (завершении) учебы, устройстве на работу, установлении опеки, попечительства и т.

п.

Второй недостаток рассматриваемой нормы видится в том, что в ней законодатель оставил открытым перечень мер, которые могут быть применены к несовершеннолетнему по ограничению его досуга и установлению особых требований к его поведению.

Надо отметить, что законодатель, отказавшись от перечисления в данной норме исчерпывающего (закрытого) перечня особых требований, предъявляемых к поведению освобожденного от уголовной ответственности несовершеннолетнего, тем самым создал реальные условия для расширительного толкования ч. 4 ст. 91 УК РФ, что может стать источником нарушения конституционных прав и свобод несовершеннолетнего.

Помимо этого, законодатель не учел, что расширительному толкованию в уголовном праве могут подвергаться лишь обстоятельства, смягчающие ответственность. Здесь же имеются в виду ограничения, которые способны существенно нарушить, урезать права и свободы несовершеннолетнего.

В-третьих, недостаток анализируемой нормы видится в том, что законодатель в ней не раскрывает понятие «специализированные государственные органы», на которые могут быть возложены обязанности по контролю за исполнением несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия.

Между тем это понятие достаточно расплывчатое. В частности, если учесть, что каждый государственный орган имеет специфические задачи (например, органы прокуратуры - это специализированные государственные органы, осуществляющие надзор за исполнением законов; суд специализированный государственный орган, осуществляющий правосудие, и т.д.), в силу чего, по большому счету, каждый из них можно отнести к категории «специализированный».

Представляется, что для решения данной проблемы на законодательном уровне «специализированными государственными органами», призванными осуществлять контроль за исполнением несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия, следовало бы считать:

1) комиссии по делам несовершеннолетних;

2) отделы (отделения) профилактики правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел;

3) образовательные учреждения, где обучаются несовершеннолетние правонарушители (школы, техникумы и т.д.).

Вместе с тем было бы целесообразно самому законодателю установить исчерпывающий перечень таких специализированных государственных органов.

Важно обратить внимание на юридические последствия систематического неисполнения освобожденным от уголовной ответственности несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия: эта мера по представлению специализированного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Допуская в этом случае отмену назначенной несовершеннолетнему принудительной меры и указывая на привлечение к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление, законодатель в ч. 4 ст. 90 УК РФ тем самым фактически подчеркивает условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

Страницы: 1 2 3 4 5