Местное управление в БельгииМатериалы / Своеобразие местного управления в европейских странах / Местное управление в Бельгии
В Бельгии сильны традиции местного управления. В соответствии с Конституцией, вопросы коммунального и провинциального значения решаются исключительно коммунальными и провинциальными советами. Юрисдикция местных властей, однако, является объектом финансового и административного контроля со стороны национального и региональных правительств.
Самая маленькая единица местного управления - коммуны
. Они более значимы, чем провинции, которые имеют также административный характер.
Каждая из провинций
имеет провинциальный Совет
, избираемый общими выборами, и Губернатора
, назначаемого Королем по предложению правительства. Губернатор - глава местной власти и представитель центрального правительства. В отличие от некоторых других стран, где на местном уровне также действуют назначаемые центральной исполнительной властью чиновники, в бельгийской провинции назначаемый из центра губернатор возглавляет исполнительную власть, но провинциальные ассамблеи избирают своих собственных председателей.
Никакая пошлина, никакой налог не могут быть установлены провинцией иначе как решением ее совета.
Из своих членов Провинциальный Совет избирает также Постоянную Депутацию,
которая ответственна за управление определенными сферами.
Провинциальный уровень управления в Бельгии, также как, например, в Италии и Испании, до недавних пор находился под угрозой, поскольку существовали сомнения в их существенной роли в системе регионального управления.
В настоящее время провинции включают 589 городов и коммун. Их число было сокращено с 2359 после проведения крупномасштабной операции по слиянию в 1975 году. Средняя численность населения в базовом звене местного управления -16740.
Муниципальные власти пользуются значительной местной автономией. Они наделены юрисдикцией по таким вопросам, как полиция, пожарная охрана, общественные работы, начальное образование, социальная помощь, сбор мусора и утилизация отходов, выдача разрешений на строительство, муниципальные налоги.
Делами коммуны управляет коммунальный Совет
. Советники избираются всеобщими выборами каждые 6 лет. Из их числа избирается исполнительный орган. Коммунальный Совет заседает под председательством бургомистра
или мэра
, которые назначаются Королем по представлению Совета.
В Бельгии, также как во многих других странах, наблюдается процесс регионализации управления. Региональные институты были учреждены в 1980 году, и их положение было пересмотрено в 1988 году. Это три региона Фландрии (население 5.676.000), Валлонии (население 3.206.000) и Брюсселя (население 976.000). В соответствии со ст.4 Бельгийской Конституции от 7 февраля 1831 года Бельгия состоит из четырех лингвистических регионов: регион французского языка, регион нидерландского языка, двуязычный регион Брюссель-столица и регион немецкого языка. Каждая коммуна Королевства является частью одного из лингвистических регионов. Границы четырех лингвистических регионов могут быть изменены или уточнены только законом, принятым большинством голосов в каждой лингвистической группе каждой из палат, при условии, что присутствует большинство каждой группы и общее число поданных голосов в обеих лингвистических группах достигает двух третей принявших участие в голосовании. Лишь в 1990 году в Бельгии предпринята попытка предоставления возможности региональным системам территориального управления участвовать в решении общенациональных вопросов через своих представителей в национальном парламенте.
Существуют совет Французского сообщества и совет Фламандского сообщества, называемый Фламандским советом. Каждый совет сообщества состоит из членов, избранных непосредственно в соответствующий совет региона или в совет сообщества. Члены советов избираются на пятилетний срок. Советы полностью обновляются каждые пять лет. Советы Французского и Фламандского сообществ регулируют декретом: вопросы культуры; образование, за исключением: a) определения начала и окончания обязательного школьного обучения; b) минимальных требований к выдаче дипломов; c) пенсионного режима для работников образования; сотрудничество между сообществами, а также международное сотрудничество. Регионам, кроме того, переданы функции контроля над местными органами. Однако, как свидетельствуют специалисты, это привело к снижению его эффективности.