Заключение
Страница 1

Итак, мы рассмотрели развитие федеративного устройства России, проанализировали федеративное устройство современной России, а также рассмотрели принципы федеративного устройства России.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Закрепление в Конституции Российской Федерации федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов.

Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти принципы под видом все более демократических, реальных моделей федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного государства, к стиранию граней между такими качественно различными формами государственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».

Современная форма государственного устройства России, сохраняя определенную преемственность с федеративной природой РСФСР (сочетая национально-государственный и территориальный принцип устройства), свидетельствует об уникальности российского федерализма по сравнению с классическими федерациями зарубежных стран. Эта уникальность есть отражение сложного исторического развития территориальных форм власти в России, полиэтничности ее населения, самобытности отечественной государственности и культуры. Поэтому специфика и особенности российского федерализма нуждаются не в устранении, приспособлении под известные "образцы", а научно-выверенной программе развития. Речь меньше всего идет о наборе декларативных положений, ибо потребность состоит главным образом в четкой, конкретной программе действий, в механизмах и гарантиях ее осуществления, в подключении к этому процессу всех сил общества.

[1] Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство и право, 1998, №12, с. 21.

[2] Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917 - 1922). М., 1966. С. 107.

[3] Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 193.

[4] Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004. С. 743.

[5] Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2006. С. 693.

[6] Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2006. С. 695.

[7] Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 482.

[8] Конституционное право России. М., 2007. С. 639.

[9] Добрынин Н. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. М., 2003, с. 174.

[10] Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 203.

[11] Барциц И. Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство, 2001, №9, с. 20.

Страницы: 1 2