Поводы и основания возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью
Материалы / Особенности возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью / Поводы и основания возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью
Страница 3

В случае явки с повинной должностное лицо устанавливает личность явившегося (как правило, путем ознакомления с имеющимися при нем документами или другими способами), определяет, содержатся ли в деянии, о котором сообщает явившийся с повинной, признаки преступления, выясняет место и время совершения деяния, в чем оно выразилось, какие последствия наступили, кто может быть вызван в качестве свидетеля, имеются ли вещественные доказательства, какие мотивы побудили лицо явиться с повинной и способствовали формированию его волеизъявления.

Явка с повинной не предполагает обязательного личного и непосредственного обращения такого лица в прокуратуру, органы следствия или дознания. Оно может быть представлено через его близких родственников, адвоката или других лиц (например, в случае заболевания лица). Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает для явки с повинной не только устную, но и письменную форму1. Данный повод не является распространенным, он усматривается всего лишь в 1% изученных уголовных дел о причинении вреда здоровью.

Еще один вид поводов к возбуждению уголовного дела − сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников. Пункт 3 ч. 1 ст. 140 УПК не указывает, из каких именно иных источников может быть получено сообщение о совершенном или готовящемся преступлении. Ими могут быть: сообщения в СМИ; сообщения медицинских учреждений; результаты ОРД, полученные в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»2; сообщения страховых организаций, куда потерпевший может обратиться за страховым вознаграждением и т.д. При получении такого сообщения должностным лицом органов дознания, органов предварительного следствия или прокуратуры, составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Рапорт составляется также в случаях, когда сотрудники правоохранительных органов, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, были очевидцами преступлений.

Для преступлений, связанных с причинением вреда здоровью, наиболее распространенным поводом к возбуждению уголовного дела (86%) являются сообщения медицинских учреждений в правоохранительные органы об обращении за медицинской помощью лиц с какими-либо ранениями и иными повреждениями. Данные сообщения поступают в правоохранительные органы от медицинских учреждений в рамках взаимодействия, предусмотренного совместной инструкции, утвержденной приказом от 9 января 1998 г. № 4/83. В ней регламентируется порядок такого взаимодействия при поступлении (обращении) в лечебные учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера.

Лечебно-профилактические учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, незамедлительно сообщают в дежурные части органов внутренних дел о всех фактах поступления (обращения) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, а также граждан с телесными повреждениями, находящимися в бессознательном состоянии1.

В инструкции определены телесные повреждения, о которых следует информировать органы внутренних дел, к ним относятся:

· телесные повреждения, связанные с огнестрельными, колото-резанными, рубленными ранами, переломами, обморожениями, ушибами, сотрясением мозга и так далее;

· телесные повреждения и отравления, связанные с покушением на самоубийство;

· телесные повреждения и отравления, полученные при ожогах кислотами и различными токсичными веществами;

· ранения и травмы, полученные при взрывах и других чрезвычайных происшествиях;

· травмы и ранения, связанные с неосторожным обращением с огнестрельным оружием и боеприпасами;

· травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий;

· телесные повреждения и травмы, связанные с неудовлетворительным состоянием строительных конструкций, зданий, сооружений и нарушениями техники безопасности на производстве;

· иные телесные повреждения при подозрении на насильственный характер их происхождения1.

Так же в рамках взаимодействия инструкцией предусмотрено, что по запросу органа внутренних дел лечебно-профилактические учреждения обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выдавать письменные справки о поступивших или обратившихся гражданах с телесными повреждениями насильственного характера с указанием предварительного диагноза, возможных причин их получения (в том числе со слов пострадавшего).

Страницы: 1 2 3 4 5