Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о причинении вреда здоровью
Материалы / Особенности возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью / Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о причинении вреда здоровью
Страница 5

Проверка в соответствии со ст. 144 УПК РФ не является самостоятельным основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Однако именно в ходе этой проверки в органы следствия, дознания, прокуратуры, поступают сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

А это является самостоятельным основанием для проведения, например, прослушивания телефонных переговоров и других оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, в ходе доследственной проверки в соответствии со ст. 144 УПК РФ данные мероприятия могут проводится по вышеуказанному основанию1.

Информация, полученная в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий должна дополнять информацию, полученную гласным путем. В ней могут находить свое отражение сведения о личности преступника и потерпевшего, обстоятельства совершенного деяния: его место, время, способ причинения вреда здоровью. Также в ходе оперативно-розыскных мероприятий могут быть установлены дополнительные свидетели и очевидцы.

Необходимо иметь в виду, что оперативно-розыскные мероприятия, проводимые для проверки сообщения о преступлении, осуществляются в рамках уголовно-процессуальной деятельности. Поэтому они преследуют цель не раскрытия, а выявления преступления (ст. 2 Закона об ОРД). В силу этого данный вид деятельности милиции должен укладываться в срок, отведенный для рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ)2.

Формирование решения о возбуждении уголовного дела о причинении вреда здоровью возможно только на основе всестороннего, полного и объективного изучения и оценки информации, содержащейся в заявлении и сообщении о преступлении. Оценка такой информации состоит из выяснения следующих вопросов:

1) является ли источник информации заявлением или сообщением о преступлении по форме и по существу;

2) являются ли сообщенные данные достоверными, а события и факты − реально существующими;

3) усматриваются ли в деянии, о котором сообщено, признаки преступления (основания к возбуждению уголовного дела); может ли оно быть квалифицировано по какой-либо статье УК;

4) требуется ли принять меры для закрепления следов преступления, по выяснению сведений о пострадавших, оказанию им помощи и т.д.;

5) есть ли необходимость проведения проверочных действий для выявления данных, указывающих на признаки преступления;

6) возможно ли использовать полученные данные, чтобы сделать выводы о признаках (отсутствии признаков) преступления;

7) относится ли установленный факт к обстоятельствам, не обходимым для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

8) выявлены ли в ходе рассмотрения заявления или сообщения основания отказа в возбуждении уголовного дела, перечисленные в ст. 24 УПК;

9) является ли достаточной имеющаяся совокупность сведений для принятия какого-либо решения, предусмотренного ст. 145 УПК1.

Анализ и оценка информации непосредственно предшествуют выводам как промежуточным, осуществляемым в процессе рассмотрения заявления и сообщения, так и имеющим значение в целом для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Оценка имеющихся и добываемых фактических данных на стадии возбуждения уголовного дела осуществляется непрерывно, на протяжении всего рассмотрения заявления и сообщения о преступлении. При этом оценивается вся поступившая информация (совокупность фактических данных), каждое из обстоятельств в отдельности, а также производится сопоставление вновь добытых данных с имеющимися.

Правовая оценка фактических данных и всей информации о преступлении производится по внутреннему убеждению лиц, осуществляющих рассмотрение заявлений и сообщений, с учетом всей совокупности первичных материалов в соответствии с положениями уголовного и уголовно-процессуального законов, ведомственных нормативных актов.

На стадии возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью важным является своевременно и в необходимом объеме провести проверочные действия и принять одно из предусмотренных законом решений. Затягивание сроков проверки ведет к неправильной квалификации деяния, утрате доказательств, и, соответственно к не качественному расследованию уголовного дела. Необходимо отметить, что на практике сроки проверки нередко затягиваются. Во многих случаях это связано с несвоевременным поступлением актов судебно-медицинского освидетельствования потерпевшего (позднее 10 суток с момента регистрации сообщения о преступлении). Но встречаются случаи неправомерного затягивания с возбуждением уголовного дела. Так 22.04.2001 г. между А. и. В. на почве личных неприязненных отношений возникла ссора, в ходе которой А. взяла нож и нанесла В. несколько ударов ножом в область левой половины лица, в результате чего потерпевший поступил в больницу с резаной раной левой щеки и ушной раковины. 01.05.2001 г. участковый уполномоченный вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием заявления потерпевшего. Материал предварительной проверки состоял лишь из объяснений. Только 11.06.2001 г. прокурор отменил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вернув материал для дополнительной проверки. В ходе проведения судебно-медицинского освидетельствования установлено, что В. причинен тяжкий вред здоровью, выразившейся в неизгладимом обезображивании лица. Уголовное дело было возбуждено по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 111 УК РФ1.

Страницы: 1 2 3 4 5 6