Методы профилактики преступлений в ИУМатериалы / Определение и изучение особенностей криминологической характеристики проявлений пенитенциарной преступности / Методы профилактики преступлений в ИУСтраница 2
Групповая профилактика преступлений - это направленное внушение в специально созданных или стихийно образовавшихся группах людей с целью управления развитием криминогенной ситуации. Актуальность групповой профилактики преступлений в ИУ определяется следующими обстоятельствами:
- концентрация огромной массы преступников в ИУ, что уже само по себе создает криминогенную ситуацию, которая не может не порождать преступления в ИУ;
- действие в основном конфликтных криминогенных ситуаций, порождающих и насильственное преступное поведение, и уклонение от наказания, и корыстное преступное поведение;
- распространение управленческой криминогенной ситуации, а также экстремальной криминогенной ситуации, которые порождают корыстные и технические неосторожные преступления.
Структуру групповой профилактики преступлений можно представить следующим образом: субъекты, объекты, направления деятельности, методы и приемы. В качестве ведущих субъектов групповой профилактики преступлений в ИУ должны выступать психологи. Именно от них зависит концентрация усилий различных специалистов и психиатров, и сексопатологов, и психотерапевтов, и других специалистов узкого профиля - в работе с группами.
В ИУ могут применяться все типы групповой профилактики преступного поведения:
1. межличностный или внутригрупповой - работа с группой лиц, между которыми сложилась криминогенная ситуация; межгрупповой - направленное взаимовлияние групп людей с однотипными криминогенными ситуациями;
2. коллективный - направленное самовоспитание через специально созданный для этих целей сплоченный, педагогически целесообразный коллектив, требующий длительной многолетней работы;
3. массовый - сплошное воздействие главным образом на бессознательный уровень всех осужденных.
Образцом коллективной профилактики преступлений может служить коммуна (колония), созданная в свое время А.С. Макаренко. Данная идея была реализована у нас в стране в вологодском эксперименте (И.П. Зайцев, В.Ф. Клюкин и другие ученики А.С. Макаренко), а также в Швеции, в некоторых штатах США и других странах. Идею внутригрупповой профилактики преступлений несовершеннолетних и женщин осуществила А.С. Новоселова (группы по 10-15 человек) в программе педагогического аутотренинга. В соответствии с этой программой специалисты применяют направленное внушение и обучение самовнушению, методы воспитания (самовоспитания), психогигиены и психопрофилактики. Программа выдержала множество редакций и существует уже более 12 лет.
При исполнении лишения свободы могут применяться различные направления групповой профилактики (воспитание, лечение, регуляция напряженности, повышение квалификации и др.), а также самые разнообразные методы: групповая психотерапия, социогигиена и психогигиена, совместные занятия, проповеди и т.п., с использованием различных приемов (психодрама и социодрама), совместное участие в творческой деятельности, ролевые и спортивные игры, групповые упражнения, гипноз, аутотренинг, йога и т.д. [14. С.879].
Методы предупреждения конфликтных ситуаций в ИУ:
1. формирование у осужденных навыков правильных взаимоотношений, общения;
2. создание различных советов бригад;
3. контроль за деятельностью актива со стороны администрации и самих осужденных;
4. дальнейшая дифференциация осужденных, в частности, по типам мотивации - агрессивной, корыстной, аномально-сексуальной, неосторожной;
5. изучение в карантине вновь прибывших осужденных и их распределение по отрядам и бригадам;
6. разложение отрицательных группировок осужденных, как неустойчивых, так и устойчивых. Неустойчивые разлагаются путем развенчания лидера, авторитета; перераспределения осужденных как внутри колонии, так и в другие учреждения; а также применением иных приемов. Устойчивые группировки можно разложить путем сосредоточения с максимальной концентрацией различных "воров в законе", "авторитетов", лидеров в одной колонии, помещении камерного типа, в тюрьме, постоянного их этапирования, смены мест отбывания наказания;
7. организация оперативных игр с группировками осужденных с целью управления ими, решения ряда проблем колонии и др.;
8. поддержка, развитие и использование существующих группировок осужденных положительной направленности, "семей";
9. создание "режимных" отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей;
10. социотехника: "рассечение" малой группы, создающей очаг напряженности; "прививка" - введение в состав группы осужденного, способного предотвратить возможные разногласия ее членов; объединение двух противостоящих групп путем постановки общей цели, для достижения которой необходимо взаимодействие;
11. создание ситуации, в которой лица, не пользовавшиеся авторитетом, могли бы проявить качества, способствующие формированию уважительного к ним отношения.
Методы разрешения конфликтных криминогенных ситуаций:
1. переориентация субъектов ситуации посредством информирования о действительном положении дел, беседа с субъектами ситуации;