Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе.
Материалы / Оборонно-промышленный комплекс / Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе.
Страница 2

Производственный кооператив в соответствии с Федеральным законом «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 года[5] является объединением труда и капитала. Его члены обязаны внести паевой взнос и участвовать личным трудом в деятельности кооператива.

Если член кооператива не участвует личным трудом в его деятельности, то вносит дополнительный паевой взнос, минимальный размер которого устанавливается уставом. При том таких членов кооператива не должно быть больше 25% от общего их числа. Ограничения имеются и в отношении привлечения к производственной деятельности кооператива наемных рабочих, средняя численность которых за отчетный период не может превышать 30%. На договоры гражданско-правового характера данное ограничение не распространяется.

Федеральным законом от 14 июня 1995 года №2 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[6] определен право вой статус малых предприятий. Таковым и закон признает коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и региональных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предприятия со средней численностью работников за отчетный период в промышленности и строительстве не выше 100 человек, составляет 25%. Государство обязуется оказывать поддержку субъектам малого предпринимательства, которая может выражаться в следующем: создание льготных условий использования государственных финансовых, материально­-технических, информационных ресурсов; установление налоговых льгот; поддержка внешнеэкономической деятельности; установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности и т.п.

Для финансирования проектов, программ и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малых предприятий создаются фонды поддержки малого предпринимательства[7], которые нацелены на аккумулирование финансовых средств, а также для оказания помощи отдельным субъектам малого предпринимательства на безвозмездной основе или льготных условиях.

Предприятия-монополисты занимают исключительное (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров, дающее им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам[8].

Федеральные антимонопольные органы определяют в соответствии с действующим законодательством порядок деятельности доминирующих предприятий-монополистов. Предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35%, заносятся в информационно-наблюдательный Реестр. Государство призвано следить за соблюдением предприятиям и ­монополистами антимонопольного законодательства и, в противном случае, за допущенные правонарушения привлекать их к соответствующей ответственности.

Действующее законодательство в технологических или экономических целях, а также для реализации конкурентоспособности и расширения рынков сбыта и услуг, создания новых рабочих мест предусматривает возможность создания финансово-промышленной группы (ФПГ)[9], в состав которой могут входить коммерческие организации, включая иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений).

Министерство экономики РФ полномочно регулировать вопросы регистрации, создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп. Государство осуществляет контрольную функцию за деятельностью субъектов естественных монополий[10].

В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года[11], частью 1 Гражданского кодекса РФ определяются два вида предприятий с иностранными инвестициями: 1) коммерческие организации с долевым участием (вкладом) иностранного инвестора (инвесторов); 2) коммерческие организации, полностью принадлежащие иностранному инвестору (инвесторам).

Таким образом, государство призвано обеспечивать оптимальное функционирование предприятий, независимо от вида предприятия в промышленном комплексе, путем государственного управления и государственного регулирования.

Указом Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»[12] от 16 ноября 1992 года № 1392 в целях упорядочения процессов структурной перестройки в промышленности, обеспечения защиты национальных интересов в приватизационный период, создания интегрированных производственно-технологических комплексов при приватизации крупных государственных предприятий и преобразования добровольных объединений предприятий, составляющих основу промышленного потенциала Российской Федерации, установлено закрепление контрольных пакетов акций приватизируемых предприятий в федеральной собственности на срок до трех лет в отношении предприятий определенных видов деятельности. В их число входят: связь; деятельность по выработке и распределению электроэнергии; деятельность по добыче, переработке и сбыту нефти и природного газа; деятельность по добыче и переработке драгоценных металлов, драгоценных камней, радиоактивных и редкоземельных элементов; деятельность по разработке и производству систем вооружения и боеприпасов; по производству спиртовой и ликероводочной продукции; предприятий, непосредственно осуществляющих перевозки на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; деятельность научно-исследовательских и проектно-конструкторских предприятий; деятельность специализированных предприятий по строительству и эксплуатации объектов, предназначенных для обеспечения национальной безопасности; деятельность предприятий оптовой торговли, осуществляющих закупки для государственных нужд и экспортно-импортные операции в обеспечение межгосударственных соглашений.

Страницы: 1 2 3