Оборонно-промышленный комплекс
Материалы / Оборонно-промышленный комплекс / Оборонно-промышленный комплекс
Страница 1

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК), как и часть других отраслей экономики и науки, преимущественно работающих в военной области, является ведущим звеном в системе жизнеобеспечения вооруженной организации государства (Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований).

Преобразования в отечественном оборонно-промышленном комплексе начались в конце 80-х годов. На протяжении всех последующих лет преобразования в области управления ОПК осуществлялись в разнообразных организационно-правовых формах: конверсии оборонного производства; реформирования системы управления производственными оборонными предприятиями (приватизации, акционирования); реструктуризации отечественного ОПК. Большое количество предприятий ОПК при распаде СССР подверглись интенсивному разгосударствлению. Объем государственного заказа на производство вооружения и военной техники сократился в 1992 году почти в 8 раз. В 1997 году около 50 процентов собственности предприятий российского ОПК было акционировано; из 1700 предприятий ОПК (не считая тех, которые числились на балансе министерства Российской Федерации по атомной энергии) только 40 процентов полностью принадлежали государству, 31 процент предприятий представляли акционерные общества с участием государства, 29 процентов предприятий стали полностью частными акционерными обществами. Последние 10 лет государство не уделяло особого внимания проблемам ОПК. В результате этого акционирование предприятий ОПК шло хаотично, создавались и распадались различные концерны и холдинговые компании. Например, в 1998 году по предложению министерства государственного имущества Российской Федерации по согласованию с министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти на базе государственного унитарного предприятия «Главное военное строительное управление министерства обороны» и государственного унитарного предприятия «Главное управление строительной промышленности министерства обороны» были созданы акционерные холдинговые компании «Главное все региональное строительное управление - Центр»; «Главстройпром» с закреплением в них части государственной собственности (25,5 процентов акций»)[30]. Сотни фактически нерентабельных заводов и конструкторских бюро продолжали оставаться тяжелым грузом для госбюджета страны, а государство никак не могло определиться в своих приоритетах.

В июле 2000 года Правительством Российской Федерации была одобрена в целом Федеральная целевая программа по реформированию и развитию ОПК на период 2001- 2006 годы. Документ по своему содержанию согласуется с проектом Государственной программы вооружения на период до 2010 года. До этого была разработана Программа реструктуризации (сокращение избыточных мощностей) и конверсии ОПК на 1998 - ­2000 годы.

Федеральная целевая программа по реформированию ОПК страны на 2001 - 2006 годы предлагает меры по ускоренной концентрации высокотехнологических производств, при одновременном сокращении числа оборонных предприятий (примерно вдвое). Первый раздел про граммы посвящен радикальному пересмотру законодательства, направленного на право вое обеспечение процесса интеграции. В нем также проработан ряд схем объединения предприятий (например, предстоит массовое акционирование федеральных гocyдaрственно-унитарных предприятий с закреплением 100 процентов акций в государственной собственности). В ближайшие годы облик ОПК будет меняться. В свое время именно на военно-промышленный комплекс (ВПК) в структуре отечественной промышленности и народного хозяйства делалась основная ставка. В интересах ВПК работало, по разным данным, до 70 процентов всей экономики, а выпускаемая продукция относилась к группе «А». На совместном заседании президиума Государственного Совета и Совета Безопасности (октябрь 2001 года) была рассмотрена доктрина (программа) развития оборонно­-промышленного комплекса. По итогам заседания был одобрен документ, который должен был стать основой для проведения масштабной реформы ОПК - «Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»[31]. Его главной стратегической целью являлось «обеспечение эффективного функционирования ОПК как 9 ноября высокотехнологического и многофункционального сектора». Стратегическая линия в развитии ОПК - объединение предприятий ОПК в холдинги по общим отраслевым оборонным направлениям. Заводы и научные организации должны слиться по соответствующим производственным профилям бронетанковому, артиллерийскому, ракетному, военно-морского судостроения и другим направлениям. Реструктуризация является одним из рычагов реформирования ОПК, и сегодня определены ее основные направления. Во-первых, это оптимизация управления путем сокращения общего числа подведомственных предприятий и организаций за счет регулируемых антикризисных процессов, санации и банкротства малозначимых государственных предприятий, объединения однопрофильных предприятий, регулируемое акционирование. Например, в 1999 году в соответствии с указом Президента Российской Федерации было создано Российское агентство по системам управления (РАСУ). Ему переданы функции, ранее выполняемые Министерством экономики Российской Федерации в области радиопромышленности, электронной промышленности и промышленности средств связи. В состав РАСУ входит 256 государственных предприятий, 506 акционерных обществ, в том числе 244 акционерных общества с государственным участием в уставном капитале, на которых занято около полумиллиона человек. В рамках РАСУ функционируют 9 интегрированных структур - финансово-промышленных групп и компаний (включая межгосударственные холдинги), объединяющих около 140 предприятий различных форм собственности. Во-вторых, это создание крупных многопрофильных интегрированных структур (государственных холдингов, государственных акционерных компаний, финансово-промышленных групп) по функциональному и территориальному признаку. В-третьих, концентрация государственного заказа на ограниченное число профильных предприятий с тенденцией постепенного перевода в интегрированные структуры. В-четвертых, повышение эффективности управления наиболее значимыми акционерными обществами путем закрепления, приобретения контрольных пакетов акций этих предприятий с обязательным назначением в советы директоров предприятий представителей государства, формирование менеджерских команд.

Страницы: 1 2