Способы возмещения вредаМатериалы / Правовое регулирование возмещения экологического вреда / Способы возмещения вредаСтраница 5
Например, загрязнение атмосферного воздуха, воды хлором, серой, ацитиленом или другими загрязняющими веществами. Данный факт должен быть подтвержден справкой органа государственного экологического контроля (о том, то выброс таких загрязняющих веществ имел место быть).
Следующий шаг - установление факта нахождения потерпевшего в зоне заражения (данное обстоятельство подтверждается справкой с места работы либо свидетельскими показаниями). Сложность доказывания причинной связи между повреждением здоровья и загрязнением окружающей среды является основным аргументом, сдерживающим развитие судебной практики по защите экологических прав граждан. При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу (ст. 33 ФЗ « Об охране окружающей среды») для определения подлинного размера ущерба. Однако отсутствие такс или методик подсчета ущерба не должно служить основанием для отказа в рассмотрении иска в суде или арбитражном суде. При наличии нескольких причинителей вреда, взыскание производится в соответствии с долей участия каждого в причинении вреда (ст. 1080 ГК РФ).Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства возмещения вреда позволяет отстаивать не только интересы истца, но в конечном счете и всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка.
Обстоятельства, от которых зависит связанный с аварией экологический вред лицам, чье имущество оказалось в зоне аварии, т.е. имущественный вред. В широком смысле имущество, исходя из целей его использования, продуктов, полученных с его помощью и т.п., выступает в качестве внешнего фактора (окружающей среды) для человека и (или) тех или иных охраняемых объектов живой природы. Подобное имущество является ресурсом, который должен соответствовать требованиям экологической безопасности. Эти требования зависят от целей и характера потребления ресурса, т.е. от способа использования его полезных качеств владельцем.
Кроме объектов живой природы, которые имеют для их владельцев только ресурсное значение, в состав имущества могут входить охраняемые живые объекты, полезность которых обусловлена не только тем, что они - ресурсы, а связана также и с характером (качеством) их жизнедеятельности, объемом и качеством выполняемых ими функций и т.д.
Поскольку владелец - это физическое или юридическое лицо, владеющее вещами, имуществом, ценностями, благами, то с учетом экологических аспектов он еще:
- лицо, которое, являясь собственником имущества, по закону несет ответственность за его соответствие требованиям экологической безопасности (экологическим нормативам качества). Если в состав имущества входят охраняемые государством живые объекты, то на это лицо по закону возлагается ответственность за надлежащее состояние указанных объектов;
- лицо, которое в силу закона от имени государства выполняет функции собственника имущества, в том числе природных ресурсов и охраняемых объектов живой природы, и несет ответственность за соответствие этого имущества требованиям экологической безопасности, а в отношении охраняемых государством объектов живой природы - ответственность за надлежащее состояние жизнедеятельности этих объектов.
У владельца имущества, подвергшегося экологически вредному воздействию, есть реальный интерес как в сохранении имущества в надлежащем состоянии, так и в том, чтобы добиваться возмещения вреда в полном объеме.
Возмещение экологического вреда является одним из центральных институтов в системе экологического права. Правовое значение данного института обусловлено выполняемыми им функциями, к которым относятся, во-первых, обеспечение реализации субъективных экологических прав и экологических интересов, во-вторых, восстановление нарушенных экологических прав; в-третьих, предотвращение экологических правонарушений, связанных с осуществлением хозяйственной и иной деятельности человека.
Вопросы правового регулирования возмещения экологического вреда приобретают все большее значение в связи с необходимостью обеспечения устойчивого развития общества, предупреждения и ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и привлечения негосударственных ресурсов в сферу охраны окружающей среды. В настоящее время основная доля расходов на цели восстановления нарушенного состояния окружающей среды приходится на государственный бюджет.