Принципы административных процедур
Страница 4

Кроме того, в проекте Федерального закона "Об административных процедурах" закреплен, на наш взгляд, очень важный принцип самостоятельности и непосредственности. Он охватывает следующие основные положения:

• коллегиальные органы (должностные лица) обязаны самостоятельно своими силами и средствами установить все обстоятельства административного дела, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом;

• какое бы то ни было постороннее воздействие на коллегиальные органы (должностных лиц), вмешательство в их деятельность по рассмотрению и разрешению административных дел любых государственных органов, органов местного самоуправления, других должностных лиц, в том числе занимающих руководящие должности, недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность;

• при рассмотрении административного дела непосредственно исследуются все доказательства, необходимые для его разрешения;

• не допускается передача полномочий по рассмотрению и разрешению административных дел полностью или частично коммерческим и некоммерческим организациям; в случаях, предусмотренных федеральными законами, такие полномочия могут передаваться государственным или муниципальным учреждениям.

Таковы основные принципы административных процедур.

В экономически развитых демократических государствах отношения между государством в лице государственных служащих и гражданином регулируются на основе ряда общих принципов. Эти принципы базируются на конституционных гарантиях основных прав.

Такие законы, как правило, называются "Об административных процедурах" и регулируют принципы публичного права (процедуры взаимоотношений между государственными служащими и гражданами). В западных странах многие из этих принципов трактуются доктриной и судебной практикой как производные из принципа правового государства.

Законодательство иностранных государств давно впитало в себя институт административных процедур. Многие государства имеют давние традиции регламентирования административных процедур. Строгие формализованные правила совершения управленческих действий должностными лицами, государственными органами и учреждениями уже давно существуют во многих странах и в виде законов. Так, в Австрии соответствующие законы были приняты в 1928 г., в Польше - 1930 и 1960 гг., в Чехословакии - 1930 и 1955 г., в Венгрии - 1956 г., в Югославии - 1956 г., в США - 1946 г., в Германии - 1953 и 1976 гг., в Швейцарии - 1968 г. В Швейцарии на уровне федерации и кантонов есть законы об административных процедурах преимущественно с судебными элементами. В США с 1996 г. действуют правила административной процедуры (Свод законов США, титул 5, главы 1-5), в рамках которых регулируются статус, полномочия, документы, решения, действия административных агентств по рассмотрению обращений. Эти элементы отражаются в специальных законах и регламентах, которые применяются и судами. Близок к ним по структуре и Административно-процессуальный кодекс Эстонии (1999). Следует назвать и Закон Республики Казахстан "Об административных процедурах", стоящий особняком в этом ряду и рассчитанный преимущественно на процедуры организации управления.

Страницы: 1 2 3 4