Порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Материалы / Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных государственных должностных лиц / Порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Страница 6

Особенности производства по уголовным делам в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении названных лиц либо о привлечении их в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного суда Российской Федерации, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (п.

1 ч. 1 ст. 448 УПК).

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации деяния, содержащейся в заключении судебной коллегии, которое может повлечь ухудшение положения привлекаемого к ответственности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, допускается только в порядке, установленном для принятия решения о возбуждении в отношении этого должностного лица уголовного дела или привлечении его в качестве обвиняемого (ч. 5 ст. 448 УПК).

Согласно ст. 449 УПК член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (ч. 2 ст. 450 УПК).

Даже при соблюдении правила о том, что уголовное дело в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы было возбуждено либо привлечение его в качестве обвиняемого состоялось с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, после окончания предварительного следствия Генеральный прокурор обязан представить в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации ходатайство о даче согласия на направление уголовного дела в суд. Отказ Совета Федерации или Государственной Думы в удовлетворении ходатайства влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК (ст. 451 УПК).

Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным судом Российской Федерации (ст. 452 УПК).

В заключении хотелось бы еще раз сказать о том, что производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц является важной составляющей уголовного процесса в целом, так как нормы главы 52 УПК РФ должны по основных прав и свобод граждан еще и защищать интересы государственной власти, не допускать злоупотребления со стороны различных должностных лиц ее ветвей, преследующих преступные интересы. Но вместе с тем необходимо защитить интересы потерпевших и всего общества, ибо должностное лицо, обладающее такой властью, как Президент, или Генеральный прокурор, или же Председатель Следственного комитета так же должно нести уголовное наказание за преступления, ибо в силу властных полномочий ему присущих его деяние может обладать куда большей общественной опастностью, чем деяния не специальных субъектов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7