Основы теории конституций в зарубежных странах
Материалы / Конституционное право зарубежных стран / Основы теории конституций в зарубежных странах
Страница 1

Под конституцией в зарубежных странах принято понимать комплекс правовых норм, регулирующих важнейшие вопросы реализации народного суверенитета, осуществления прав и свобод человека, государственного устройства, деятельности органов государственной власти.

Однако зачастую понятия "конституция" и "основной закон" не совпадают. Основной закон - систематизированный (кодифицированный) правовой акт, обладающий высшей юридической силой и являющийся базой для других законов, это всего лишь удобная форма правового регулирования важнейших общественных отношений. Поэтому в большинстве стран конституции имеют форму основного закона. Вместе с тем в ряде государств дело обстоит не так. В Иране, например, принят нормативный акт, именуемый конституцией, но общество руководствуется не ею, а положениями Корана, так как в этом государстве не осуществляется концепция конституционализма; там действует достаточно жестокий режим теократической власти. А в Великобритании - стране с давними конституционными традициями - нет в общепринятом смысле основного закона. Там конституция представляет собой несколько законодательных актов, обладающих высшей юридической силой.

Вопрос о сущности конституции является довольно сложным в теории и практике зарубежного конституционализма. Но в целом следует согласиться с формулой Ф. Лассаля (Германия, 1825-1864 гг.) о том, что сущность любой конституции состоит в отражении в ее нормах действительного соотношения всех общественных сил. Это означает, что сущность конституции можно определить как юридически оформленное общественное согласие, гражданский мир, основанный на взаимном учете интересов государства, граждан и их объединений.

Конституции обычно создаются в определенный исторический период и естественно, что их авторы не могут предвидеть все изменения, которые произойдут в будущем. Борьба с подобным "старением" конституций проводится по двум направлениям. Первое из них - принятие новых основных законов в том случае, если ранее действовавшие в корне расходятся с реальной действительностью. Так произошло в Италии, Японии (1947 г.) и ФРГ (1949 г.) после ликвидации милитаристских режимов, в странах СНГ и Балтии, обретших политическую самостоятельность в начале 90-х гг. XX в. Другое направление связано с реализацией концепции "живой конституции". В США, Великобритании, Канаде тексты конституционных актов постоянно дополняются многочисленными судебными решениями по их применению и толкованию.

2. Классификация конституций зарубежных стран обычно проводится по традиционным критериям:

по структуре:

а) в форме единого основного закона ("писаная" конституция);

б) в виде нескольких правовых актов высшей юридической силы ("неписаные" конституции Великобритании, Израиля, Финляндии, Швеции, Новой Зеландии);

по способу изменения:

а)"гибкие", текст которых изменяется в том же порядке, что и обычные (текущие) законы (Великобритания, Индия);

б)"жесткие", требующие особо сложной процедуры внесения поправок: квалифицированного большинства при голосовании (Норвегия, Испания, Литва); двойного депутатского вотума (Швеция, Украина); утверждения решения парламента референдумом (Италия, Румыния); ратификации поправок законодательными органами субъектов федерации (США, ФРГ).

Современная наука конституционного права зарубежных стран использует и другие критерии классификации - по поколениям и по происхождению. Конституции первого поколения - значительная часть действующей британской конституции, конституции США (1787 г.), Швейцарии (1874 г.), Бельгии (1831 г.), Норвегии (1814 г.), Люксембурга (1868 г.). Они зафиксировали политическую нейтральность государства, широкие рамки реализации прав и свобод граждан. Второе поколение составили конституции, принятые до Второй мировой войны: Германия (1919 г.), Финляндия (1922 г.), Мексика (1917 г.), в текст которых был включен большой объем политических и социально-экономических прав и свобод граждан. К числу конституций третьего поколения следует отнести принятые в послевоенный период конституции ФРГ (1949 г.), Франции (1958 г.), Италии (1947 г.), Венгрии (1949 г.), Японии (1947 г.), Индии (1959 г.). Они имеют весьма обширные тексты, однако положения о правах и свободах личности изложены более декларативно, нежели раньше. Особая группа конституций третьего поколения создана в постсоциалистических странах Восточной Европы, Азии и СНГ (1991-1995 гг.). Конституции этих государств практически полностью восприняли "стандарты" третьего поколения.

Страницы: 1 2