Законотворческий процесс
Страница 1

Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты бундестага и члены бундесрата. Законопроекты правительства должны сначала вноситься в бундесрат (для получения мнения земель), а затем с мнением бундесрата в течение 6 недель должны быть переданы в нижнюю палату.

Если правительство считает проект срочным, оно может передать его в бундестаг, не дожидаясь решения верхней палаты.

Депутаты бундестага могут вносить законопроекты только коллективно: от имени фракции либо если собрано не менее 5% подписей общего числа депутатов бундестага.

Члены бундесрата могут вносить законопроекты также группой (от земли), но направлять их в бундестаг они могут только через федеральное правительство, которое прилагает к законопроекту свое заключение. Законопроекты в бундестаге рассматриваются в трех чтениях по классической схеме: обсуждение основных положений и передача законопроекта в соответствующую отраслевую постоянную комиссию или комитет; постатейное обсуждение с докладом комиссии каждой статьи и голосование по статьям; обсуждение законопроекта в целом и голосование. Принятый бундестагом законопроект передается в бундесрат.

Однако в определенных условиях бундесрат, напротив, может принимать законы самостоятельно, без участия бундестага. Это возможно в условиях объявления правительством состояния законодательной необходимости. Если правительство считает законопроект неотложным, бундесрат вправе принять его без согласия бундестага.

Парламент ФРГ, а именно бундестаг, равно как и в других странах, вправе делегировать правительству полномочия по изданию актов, входящих в сферу законодательной компетенции федерации. Такие полномочия могут быть делегированы отдельному министру и даже правительству земли. При делегировании полномочий, касающихся общегосударственных средств транспорта, связи и некоторых других вопросов, требуется согласие бундесрата. Его согласие требуется также, если правительство издает на основе закона постановления, которые должны выполняться землями.

Если парламент не может собраться, то решения, имеющие силу закона, в период состояния обороны принимаются совместным комитетом, состоящим из 33 членов, 2/3 из которых — депутаты бундестага и 1/3 — члены бундесрата. Эти решения могут быть отменены бундестагом с согласия бундесрата.

К федеральным органам государственной власти в ФРГ относятся Бундестаг и Бундесрат, Федеральный президент, Федеральное правительство, федеральные суды.

Бундестаг и Бундесрат являются федеральными представительными органами законодательной власти и в своей совокупности фактически образуют двухпалатный парламент, хотя формально остаются самостоятельными органами власти.

Исполнительная власть в Германии принадлежит федеральному президенту, который действует по указаниям правительства.

Основные рычаги руководства государством в ФРГ принадлежат правительству, состоящему из канцлера (председатель правительства) и министров. Основные направления федеральной политики определяет канцлер.

Федеральные суды осуществляют судебную власть на федеральном уровне. К ним относятся: Федеральный конституционный суд, Федеральная судебная палата как высший суд общей юрисдикции, Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный трудовой суд и Федеральный социальный суд как высшие суды специальной юрисдикции.

Страницы: 1 2