Формы государственного устройства зарубежных стран
Материалы / Конституционное право зарубежных стран / Формы государственного устройства зарубежных стран
Страница 1

Под государственным устройством принято понимать характеристику государственного строя, определяющего политико-правовой статус государства и образующих его территорий, систему взаимоотношений между ними, территориальную структуру государственной власти.

К числу таких характеристик, отраженных в нормах конституций зарубежных стран, относятся:

состав территории государства;

правовой статус государства в целом и его составных частей;

право сецессии, т.е. выхода из состава государства;

статус территориальных органов (какие у них являются высшими, а какие - региональными органами государственной власти);

статус корпоративных актов, издаваемых указанными органами власти;

юридическое определение взаимоотношений личности с государством и его территориями;

система распределения полномочий между государством и его составными частями;

система привлечения финансовых средств в бюджет государства.

В зависимости от содержания указанных характеристик различают следующие формы государственного устройства зарубежных стран:

унитарные государства;

унитарные государства с автономными образованиями в своем составе;

федеративные государства;

Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму государственного устройства. Она характерна для небольших, как правило, по территории стран с однородным по национальности населением (Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Армения, Эстония и др.).

Основные признаки унитарного государства:

государственным суверенитетом обладает только само государство в целом;

территории, входящие в состав государства, не обладают политической самостоятельностью;

за этими территориями не признается право сецессии (выхода, отделения);

существует единая система высших органов государственной власти;

единая система законодательства;

единое гражданство;

единая судебная система.

Таким образом, унитаризм предполагает централизацию государственного аппарата, прямой контроль над территориальными органами власти. Однако наряду с централизованными унитарными государствами существуют и децентрализованные, имеющие в своем составе автономные образования. Их отличает то, что ряд территориальных единиц является автономиями, т.е. имеет внутреннее самоуправление и правовой статус, отличный от других территорий.

Права автономий обычно фиксируются в конституциях. При этом автономии принимают участие в решении общегосударственных вопросов, имея своих представителей в парламенте страны. Однако, не являясь государством, автономия не имеет своего гражданства, не издает законов, действующие в них органы власти относятся к разряду органов местного управления.

Автономии в зарубежных странах могут быть:

административными, для осуществления территориального управления исключительно силами местного населения (районы и волости в КНР);

политическими, предназначенными не только для решения сугубо местных вопросов, но и участия в устранении межэтнических разногласий и конфликтов (Палестинская автономия в Израиле).

Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Примерами федераций являются: США, ФРГ, Швейцария, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия, Канада, Австралия.

Федеративным государствам присущи следующие типичные признаки:

это, как правило, крупные по территории, обычно многонациональные государства;

территория федерации состоит из территорий ее субъектов (штатов, кантонов, земель);

Страницы: 1 2