Формы государственного устройства зарубежных странМатериалы / Конституционное право зарубежных стран / Формы государственного устройства зарубежных странСтраница 1
Под государственным устройством принято понимать характеристику государственного строя, определяющего политико-правовой статус государства и образующих его территорий, систему взаимоотношений между ними, территориальную структуру государственной власти.
К числу таких характеристик, отраженных в нормах конституций зарубежных стран, относятся:
состав территории государства;
правовой статус государства в целом и его составных частей;
право сецессии, т.е. выхода из состава государства;
статус территориальных органов (какие у них являются высшими, а какие - региональными органами государственной власти);
статус корпоративных актов, издаваемых указанными органами власти;
юридическое определение взаимоотношений личности с государством и его территориями;
система распределения полномочий между государством и его составными частями;
система привлечения финансовых средств в бюджет государства.
В зависимости от содержания указанных характеристик различают следующие формы государственного устройства зарубежных стран:
унитарные государства;
унитарные государства с автономными образованиями в своем составе;
федеративные государства;
Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму государственного устройства. Она характерна для небольших, как правило, по территории стран с однородным по национальности населением (Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Армения, Эстония и др.).
Основные признаки унитарного государства:
государственным суверенитетом обладает только само государство в целом;
территории, входящие в состав государства, не обладают политической самостоятельностью;
за этими территориями не признается право сецессии (выхода, отделения);
существует единая система высших органов государственной власти;
единая система законодательства;
единое гражданство;
единая судебная система.
Таким образом, унитаризм предполагает централизацию государственного аппарата, прямой контроль над территориальными органами власти. Однако наряду с централизованными унитарными государствами существуют и децентрализованные, имеющие в своем составе автономные образования. Их отличает то, что ряд территориальных единиц является автономиями, т.е. имеет внутреннее самоуправление и правовой статус, отличный от других территорий.
Права автономий обычно фиксируются в конституциях. При этом автономии принимают участие в решении общегосударственных вопросов, имея своих представителей в парламенте страны. Однако, не являясь государством, автономия не имеет своего гражданства, не издает законов, действующие в них органы власти относятся к разряду органов местного управления.
Автономии в зарубежных странах могут быть:
административными, для осуществления территориального управления исключительно силами местного населения (районы и волости в КНР);
политическими, предназначенными не только для решения сугубо местных вопросов, но и участия в устранении межэтнических разногласий и конфликтов (Палестинская автономия в Израиле).
Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Примерами федераций являются: США, ФРГ, Швейцария, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия, Канада, Австралия.
Федеративным государствам присущи следующие типичные признаки:
это, как правило, крупные по территории, обычно многонациональные государства;
территория федерации состоит из территорий ее субъектов (штатов, кантонов, земель);