Соглашения и согласованные действия
Материалы / Соглашения и согласованные действия
Страница 1

В соответствии с законом «О защите конкуренции»

Статья 4

18) соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме;

19) "вертикальное" соглашение - соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом;

Статья 8.

Согласованные действия хозяйствующих субъектов

1. Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

2. Совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям.

Соглашения между конкурентами, которые ограничивают возможность их независимой деятельности путем принятия на себя определенных обязательств, принимают характер горизонтальных соглашений.

Антимонопольные органы проводят различия между соглашениями, стимулирующими конкуренцию, и антиконкурентными соглашениями.

Вступив в сговор, фирмы начинают функционировать скорее как монополии. Подобное поведение мгновенно отражается на потребительском благосостоянии (снижается уровень потребления и растут потребительские затраты). Сговор может отрицательно отразиться на всех этапах производственного цикла, потому что способен привести к повышению цен или ограничить наличие промежуточных товаров или иных необходимых ресурсов. Такая ситуация напрямую сказывается на рентабельности фирм и их конкурентоспособности. Повышение стоимости сырья в результате сговора среди поставщиков ресурсов может серьезно увеличить издержки производителей промежуточных товаров, как, впрочем, и цены, которые платят конечные потребители.

Соглашения, ограничивающие конкуренцию не приводят к интеграции хозяйственных операций, созданию нового товара или метода распределения или к какой-либо иной совместной деятельности, стимулирующей конкуренцию. Подобные соглашения характеризуются как «неприкрытое» ограничение торговли, картельное поведение или сговор. К горизонтальным соглашениям, ограничивающим конкуренцию, относят: фиксирование цен, подачу мошеннических заявок и распределение территории или клиентов, а также бойкот или отказ от деловых контактов.

Нередко фирмы, участвующие в картельных соглашениях, пытаются оправдать существование картелей, защищать свою деятельность, называя ее эффективной и полезной. Эти аргументы, по сути дела, подвергают сомнению ценность конкуренции как таковой в конкретных отраслях или в конкретных обстоятельствах.

Вне области картельных соглашений существует множество соглашений, имеющих одновременно значительные про- и антиконкурентные воздействия. К данным типам соглашений относятся договоры о совместной деятельности, специализации, содействии и др.

Наиболее распространенная форма вертикальных соглашений – отношения между предприятиями, находящимися на разных уровнях производства или реализации товара. К ограничивающим конкуренцию вертикальным соглашениям относятся соглашения о поддержании цен при перепродаже, эксклюзивные соглашения о распределении, дилинговые соглашения, соглашения о связанной продаже и навязывании объема закупок.

Выявление и пресечение соглашений в России остается незначительным в связи со сложностью их выявления и доказывания. За последние 5 лет оно составляло не более 1% в общем количестве возбужденных дел.

Штрафы за антиконкурентные соглашения должны превышать размер полученного в результате нарушения законодательства дохода. Действующая в России система штрафов не компенсирует даже затрат на проведение расследования.

Практическая часть

Статья 11 Закона «О защите конкуренции». Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов

Страницы: 1 2