Понятие обыска в отечественном уголовном процессе: исторический аспект
Материалы / Обыск: понятие, основания и порядок производства / Понятие обыска в отечественном уголовном процессе: исторический аспект
Страница 2

Впервые на законодательном уровне УУС установил порядок производства обыска в помещениях, занимаемых лицами, с особым статусом (государь или члены императорского дома). Для производства обыска у указанных лиц требовалось разрешение Министерства иностранных дел или надлежащего придворного начальства.

Производство выемки имело аналогичную процессуальную регламентацию. Из текста УУС нельзя сделать однозначный вывод о том, когда следователь имел право произвести обыск, а когда выемку, т.к. законодатель не определил отличий одного следственного действия от другого. В таком виде законодательная регламентация обыска просуществовала до 1917 г., когда УУС перестал действовать.

Декретом СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде» существовавший порядок предварительного следствия по уголовным делам был отменен. Вопросы, связанные с производством обыска затрагивались в Постановлении Народного Комиссариата Юстиции РСФСР от 16 декабря 1917 года. Однако данный нормативный акт устанавливал только перечень учреждений, которые были правомочны выдавать ордера на производство обыска, и не затрагивал вопросы, связанные с процедурой производства этого следственного действия.

В Приказе начальника милиции РСФСР №24 «О правилах производства обысков» от 16 марта 1921 г. содержались развернутые указания для сотрудников милиции, участвующих в производстве обысков, напоминающие положения УУС. В частности, основанием для производства обыска называлось «основательное подозрение в том, что в местах, которые должны быть обысканы, скрываются: а) необходимые для дела вещественные доказательства; б) разыскиваемый преступник». Формальным основанием для производства данного следственного действия служил «ордер, выданный начальником уголовно-розыскного учреждения».

Достаточно подробную регламентацию производство обыска получило в УПК РСФСР 1922 г.22 и УПК РСФСР 1923 г.23 Обыску и выемке в УПК РСФСР 1923 г. была посвящена глава XIV. Решение о производстве обыска принималось следователем единолично. Для производства обыска в помещениях дипломатических представительств требовалось разрешение Народного Комиссариата Иностранных Дел. Для изъятия документов, содержащих государственную, дипломатическую или военную тайну, соответствующими учреждениями по соглашению с прокурором могли устанавливаться особые гарантии их неразглашения.

Следует отметить, что УПК РСФСР 1922, 1923 гг. считали обыск самостоятельным следственным действием, предусматривающим свои цели, основания и детальный порядок производства.

Таким образом, в первых отечественных уголовно-процессуальных законах производство обыска получило достаточно детальную регламентацию. Вместе с тем, этими актами отрицалась роль суда в принятии решения об обыске, т.е. закон допускал возможность существенного ограничения прав личности без предварительной судебной проверки.

Реформа отечественного законодательства, предпринятая в конце 50-х гг. XX в. была направлена на преодоление последствий культа личности. С принятием в 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик для производства обыска следователю предписывалось получать санкцию прокурора (ч.1 ст.35 Основ). В случаях, не терпящих отлагательства, он мог провести обыск без санкции прокурора, но с последующим его уведомлением в течении 24 часов о произведенном следственном действии (ч.2 ст.35 Основ). Законодательное требование о санкционировании обыска было заметным шагом в укреплении законности, став определенной преградой от необоснованного вторжения в сферу личной жизни граждан.

Страницы: 1 2 3 4