Проблемы и перспективы развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации
Материалы / Система судов общей юрисдикции РФ / Проблемы и перспективы развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации
Страница 1

Система судов Российской Федерации находится в стадии развития, поэтому судебную реформу, цели и задачи которой были определены еще в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991г. «О Концепции судебной реформы в РСФСР», вряд ли на сегодняшний день можно назвать завершенной.

Многие направления, обозначенные в концепции и закрепленные позже в Конституции РФ, требуют дальнейшего совершенствования.

Несмотря на значительный прогресс, который был достигнут за прошедшие 18 лет (так, начиная с 90-х годов произошло значительное укрепление самостоятельности судов и независимости судей, расширение доступности правосудия, обозначился рост доверия к судебной власти), многие вопросы судебной деятельности остаются неразрешенными.

Одной из наиболее значимых проблем, существующих в современной судебной системе, является недостаточное законодательное обеспечение судебной деятельности.

До сих пор не приняты законы о судах общей юрисдикции, о Верховном Суде Российской Федерации, об административных судах, кодекс административного судопроизводства. Поэтому все чаще заходит речь о несформированности судебной системы в России, ведь, по сути, она не соответствует полностью положениями ч. 2 ст. 118 Конституции РФ. В настоящий момент суды общей юрисдикции вынуждены руководствоваться Законом РСФСР «О судоустройстве РСФСР» 1981 года, который безнадежно устарел и находится в противоречии с действующим законодательством.

Следует признать, однако, что за последние годы было существенно обновлено законодательство, определяющее судоустройство, судопроизводство в российских судах, статус судей, а также законодательство, применяемое судами при рассмотрении конкретных дел.

Однако поспешное в ряде случаев принятие новых законоположений, частое и не всегда оправданное изменение законодательства, отсутствие межотраслевой и внутренней согласованности правовых норм приводят к дестабилизации судебной деятельности и правоприменительной практики.

Также довольно значимой на сегодняшний день является проблема чрезмерной загруженности судов.

Как известно качество правосудия напрямую связано с количеством рассматриваемых судами дел, поэтому повышение эффективности судебной деятельности неизбежно приводит к увеличению нагрузки на судей, особенно на мировых судей (так, во многих субъектах Российской Федерации мировые судьи ежемесячно рассматривают 250 - 300 и более дел и материалов.

Увеличение численности судей и работников аппарата судов, хоть и позволило более оперативно решать существенно возросшее число судебных дел и материалов, все же не может решить в полной мере данную проблему.

И хотя Верховным Судом Российской Федерации предпринимаются шаги, направленные на снижение нагрузки на судей (так, например судебные участки мировых судей стали создаваться из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек вместо прежних от 15 до 30 тысяч человек, произошло существенное сужение компетенции мирового судьи по рассмотрению гражданских дел, данных мер все же недостаточно.

Необходимо признать, что требуется совершенствование юрисдикции судов. Здесь хочется согласиться с позицией, высказанной на VII Всероссийском съезде судей, о том, что это возможно путем отнесения к подсудности районных судов значительного количества уголовных дел и дел об административных правонарушениях, а также упрощения форм и процедуры судопроизводства, в том числе и по уголовным делам.

Действенной мерой, в целях обеспечения равномерной нагрузки на суды общей юрисдикции, может стать внедрение и развитие альтернативных способов разрешения споров (примирительные процедуры и посредничество), а также учреждение специализированных судов, что позволит передать часть дел из веденья судов общей юрисдикции в веденье судов специальной юрисдикции.

Для дальнейшего совершенствования судебной системы укрепления самостоятельности судов и независимости судей, о расширении доступности правосудия, о росте доверия к судебной власти Концепцией Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 – 2011 годы определены приоритетные направления: повышение качества функционирования судебной системы, укрепление ее независимости, гуманизация правосудия, безусловное исполнение судебных решений, развитие гласности и прозрачности работы судов и т.д.

В настоящей работе было проведено исследование, посвященное вопросам создания, развития и функционирования системы судов общей юрисдикции, по которым можно сделать ряд выводов:

1. Систему судов общей юрисдикции в России составляют: Верховный Суд Российской Федерации; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов; районные суды; военные суды; специализированные суды, мировые судьи.

2. Система судов Российской Федерации находится в стадии развития, многие вопросы судебной деятельности остаются неразрешенными, требуют дальнейшего совершенствования.

Страницы: 1 2