Процедура принятия и реализация управленческих решений

Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Под принятием решений понимается особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий.

Процесс принятия решения при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.

В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой её деятельности, её организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.

Выделяют несколько этапов разработки управленческого решения: подготовка управленческого решения; принятие решения и практической реализации решения.

На этапе принятия решения происходит разработка и оценка различных вариантов решения, определяется система действий, происходит выявление варианта решений; делается выбор и, наконец, происходит принятие наилучшего в конкретных условиях решения.

На этапе практической реализации решений выявляется система мер, необходимых для конкретизации решений и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом выполнения намеченного, вносятся необходимые коррективы, и делается оценка результата, полученного от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный итог. Отсюда целью исследования управленческой деятельности является выявление таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях.

Организация процесса разработки управленческого решения представляет собой увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контроль и координацию их выполнения.

Этапы и операции процесса принятия решения следующие:

выявление управленческой проблемы или задачи;

предварительная постановка цели;

сбор необходимой информации;

анализ информации;

определение исходных характеристик проблемы с учетом накладывания ограничений;

уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка;

обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации;

разработка альтернативных вариантов решения проблемы;

выбор метода решений;

экономическое обоснование выбранного решения;

согласование решения с организациями управления и исполнителями;

окончательное оформление и утверждение решения;

организация выполнения решения;

контроль выполнения решения;

стимулирования повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков;

установления обратной связи с лицом, принимающим решение, и, при необходимости, корректировка цели и задачи.

Таким образом, одной из главных особенностей руководителя является выработка и принятие управленческого решения, представляющие собой самостоятельный управленческий акт.

Большинство решений в Отделе по связям со СМИ и общественными формированиями обсуждаются всем коллективом Отдела, изучаются все аспекты проблемы, возможные пути решения, но само решение принимается начальником Отдела единолично. Он же несет ответственность за последствия принятого решения перед руководителем Аппарата Главы Муниципального образования Нижнекамский муниципальный район.

Основные возникающие проблемы при разработке управленческого решения в Отделе по связям со СМИ и общественными формированиями:

– давление сроков (сроки обычно устанавливаются Главой муниципального образования, руководителем аппарата Главы или же сроки диктуются той ситуацией, которая требует срочного разрешения);

– быстрая смена условий и возникающих проблем и задач (особенности работы Отдела – сбор, обработка информации, перенаправление ее в средства массовой информации (телевидение, пресса, радио, Интернет), но необходимо также учитывать, что основные свойства информации – актуальность, оперативность, новизна);

– нехватка информации, ее низкое качество;

– ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации и возможности адаптации к конкретной ситуации;

необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения (учет интересов населения муниципального образования, органов местного самоуправления и средств массовой информации).