Роль социологии права в юридической дисциплине
Материалы / Основные концепции правопонимания / Роль социологии права в юридической дисциплине

Среди социологов доминирует мнение о том, что социология права – это социологическая дисциплина. Некоторые авторы из числа юристов трактуют социологию права, как юридическую науку, неразрывно связанную с теорией права.

Другие, разделяя теоретическую и империческую социологию права, относят первую к общей теории права, а вторую рассматривают как самостоятельное направление исследований в рамках правоведения в целом. Высказывается даже мнение о том, что социология права – это самостоятельная наука, представляющая собой “новое направление в отечественном обществоведении”.

Но, будучи смежной, пограничной областью знания, социология права неизбежно должна оказываться в поле притяжения предметного ядра юриспруденции или общей социологии.

В этом смысле социология права возможна и как юридическая дисциплина и как социологическая дисциплина. Это две разные по своему предмету и методу отрасли научного знания, отличающихся друг от друга так же, как социология отличается от юриспруденции. Однако принципиальная возможность существования социологии права и как социологической, и как юридической дисциплины уже фактически сложились и функционируют.

Для общей социологии и социологии права решающее значение для их определения и метода имеет место концепция понимания общества в целом.

В последнее десятилетие по мере освоения российской правовой наукой и практикой нового, непозититвистского, правопонимания, основанного на различие права и закона, горизонты социологии права существенно расширяются. Для юридико-социологических исследований значительный интерес представляет понимание права как объективного социального явления, конституирующим признаком которого является формальное равенство субъектов правого общества. Присущий и для социологического правопонимания, принцип который выражает его специфику это принцип формального равенства людей в их общественных отношениях при этом трактуется как правой синтез (триединство) всеобщий равной меры, свободы и справедливости. Согласно такому подходу, право как специфическая форма общественных отношений людей по принципу формального равенства – это абстрактно равная и одинаково справедливая для всех мера.

Такое правопонимание дает социологии права теоретическую базу, необходимую для разработки социологического понятия и формирование на этой основе новой концепции предмета социологии права как юридической дисциплины.

Социологическое понятие права опирается с одной стороны, на понимание права как равной меры свободы в общественных отношениях, а с другой стороны – на ключевую для общей социологии интереса. С этих позиций под правом в его социологическом выражении нами понимается форма осуществления социальных интересов по принципу формального равенства. Социальные интересы реализуются в правовой в форме в том случае, когда нет привилегий для одних интересов за счет ущемления других.

Изменение фундаментальных представление о праве, лежащих в основе социологии права как юридической дисциплины, влечет за собой принципиальную переоценку ее научной парадигмы. На первый план выходят проблемы социальной обусловленности права и легитимности законодательных решений, правовых начал общественной жизни, объективной природы права, генезиса права и других социальных регуляторов в рамках складывающийся в обществе системы нормативной саморегуляции и выявления фактических норм, которые по своей правовой природе и регулятивно-правовому значению нуждаются в их законодательном закреплении, поиска эффективных средств и форм разрешения социальных и политических конфликтов на базе правого способа согласования различных интересов и т.д. При этом, разумеется, не утрачивает своего научного и практического значения и изучение эффективности действующего законодательства. Но эффективность закона должна трактоваться уже не как степень достижения внешних по отношению к праву политических, экономических, идеологических и т.п. целей, а прежде всего как его способность быть всеобщей интегративной формы согласование социальных интересов, обеспечивающей снижения уровня социальных конфликтов и гарантирующей максимально возможную меру свободы людей (по общему для всех правовому основанию) в соответствующих сферах сферах общественной жизни.