Понятие и классификация товарного знака
Страница 2

2. Изобразительный или графический товарный знак (включает только графические (изобразительные) элементы). Составляют до 5% от общего числа товарных знаков. Чаще всего используется в индивидуальной профессиональной деятельности.

Представляет собой абстрактные (знак индекс) или конкретные (иконические знаки) изображения;

3. Комбинированный товарный знак. В его состав входят в различных комбинациях словесные и изобразительные составляющие. Именно комбинированные знаки в теории дизайна называют логотипом (отпечаток графики).

Товарные знаки бывают также объемными или трехмерными (представляет собой объемное изображение, которое может содержать слова), звуковыми (например, Рекламный перезвон - строго зафиксированная последовательность нот может служить товарным знаком). В некоторых странах существуют обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака.

Существуют «российские товарные знаки», т.е. зарегистрированные на территории России, действуют только в России, и международные товарные знаки. Международная процедура регистрации по Мадридской системе такова, что для регистрации международного товарного знака необходимо сначала зарегистрировать товарный знак в РФ или подать российскую заявку.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (п.2 ст.1482 ГК РФ). Однако, далеко не любые тексты и изображения могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. Здесь есть целый ряд ограничений (ст.1483 ГК РФ). Одно из ограничений таково: не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для указания товаров определенного вида, такими товарами являются, например, термос, макинтош, ксерокс. Есть ограничения в отношении прямого указания на вид, качество и свойство товара. Например, нельзя зарегистрировать товарный знак «компьютер» для вычислительной техники. Но при этом можно зарегистрировать такой товарный знак для других классов, например, для одежды, при условии, однако, что он не будет являться ложным для подобных товаров, то есть вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его производителя.

Каждый товарный знак регистрируется в отношении определенных товаров и услуг, распределенных по классам (чем больше классов, тем дороже регистрация). Всего таких классов на сегодняшний день 45 (34 - товаров и 11 - услуг), они установлены Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков.

Регистрация товарных знаков в РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст.1480 ГК РФ), а именно Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС). Государственный реестр товарных знаков (перечень товарных знаков) на сайте ФИПС содержит образцы товарных знаков. База данных зарегистрированных товарных знаков или информация о зарегистрированных товарных знаках и знаках обслуживания является общедоступной.

После государственной регистрации в Государственном реестре на товарный знак выдается свидетельство. Такое свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на него в отношении товаров, указанных в свидетельстве (ст.1481 ГК РФ).

Получение свидетельства о регистрации – процесс долгий. Чтобы исключить вероятность получения через год или полтора года решения об отказе в регистрации товарного знака по причине наличия похожего обозначения у другой компании, прежде чем начать регистрацию необходимо проверить товарный знак, в чем поможет база данных товарных знаков.

Страницы: 1 2 3