Порядок использования товарного знака в РФ

После регистрации товарный знак нуждается в «обслуживании». Срок действия исключительного права на товарный знак 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию (ст.1491 ГК РФ), поэтому по истечении этого срока необходимо осуществлять продление товарного знака.

Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз. Запись о продлении срока действия вносится в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак.

В случае, если знак начинает использоваться не в том виде, в каком зарегистрирован – необходимо внесение изменений в товарный знак (ст.1505 ГК РФ). При изменении реквизитов владельца товарного знака, правообладатели товарных знаков обязаны сообщать об этих изменениях в ФИПС. Это необходимо чтобы через определенный срок не узнать, что товарный знак не действует, или его нельзя использовать, или, что наступило прекращение правовой охраны товарного знака. Правовая охрана товарного знака так же может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации (п.1 ст.1486 ГК РФ).

Согласно ст.1485 ГК РФ, правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории РФ. Нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака, что подкрепляется статьей 5D Парижской Конвенции.

Распространена также маркировка «ТМ» (сокращение от trademark), «SM» (сокращение от service mark). Такая маркировка согласно законодательству РФ не имеет правовой защиты, а выполняет лишь информативную функцию.

Согласно гражданскому законодательству использование товарного знака другими лицами с согласия правообладателя не является нарушением исключительного права на товарный знак.

Распорядиться исключительным правом на товарный знак можно следующим образом.

Во-первых, товарный знак, как и любую собственность, можно продавать (уступка прав на товарный знак). Продажа товарного знака (уступка торговой марки, уступка товарного знака) осуществляется по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договор купли-продажи товарного знака). В этом случае заключается договор отчуждения товарного знака (договор уступки товарного знака).

Во-вторых, можно оформить использование товарного знака на определенных условиях – для этих целей существует договор на использование товарного знака (лицензионный договор на товарный знак или договор коммерческой концессии). Можно передавать в залог исключительное право на товарный знак (договор залога).

И, наконец, может осуществиться передача прав на товарный знак по наследству (переход исключительного права на товарный знак).

Правовая охрана товарного знака в РФ начинается с его государственной регистрации в порядке, установленном Гражданским Кодексом РФ или в силу международных договоров РФ.

Только зарегистрированное в качестве товарного знака или знака обслуживания обозначение может выполнять свою главную функцию - отличительную и, что особенно важно - под охраной государства. Поэтому для крупного бизнеса и при импортно-экспортном характере деятельности дилемма не возникает. Незарегистрированное обозначение товарным знаком не является, но, казалось бы, может быть использовано в рекламе и фирменной символике на страх и риск владельца. Однако, поскольку сама принадлежность кому-то в этом случае нигде не зарегистрирована и никем не охраняется, то вероятность возникновения коллизий на этой почве весьма велика.

товарный знак правовой законодательство