Административная ответственность

Наибольшее количество судебных дел связано с правомерностью привлечения к административной ответственности на основании ст.14.10 КоАП РФ.

Так, правообладатель может обратиться в орган внутренних дел с заявлением о возбуждении административного производства по факту незаконного использования товарного знака или сходных с ним обозначений для однородных товаров.

За это правонарушителю грозит штраф:

1) в отношении должностного лица – в размере от 10 до 20 тыс. руб.;

2) в отношении юридических лиц – от 30 до 40 тыс. руб.;

3) в отношении граждан – от 1,5 до 2 тыс.руб.

Кроме того, санкция также предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака.

На практике одной из ключевых задач реализации института административной ответственности за незаконное использование товарного знака остается правильное установление признаков объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных ст.14.10 КоАП РФ.

Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения, складывающиеся в сфере интеллектуальной собственности, и охраняемые государством права правообладателя.

В соответствии с письмом ГТК РФ объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в использовании чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров в гражданском обороте без разрешения правообладателя.

Субъекты данного правонарушения - граждане и юридические лица, а также должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла, что подтверждается материалами судебной практики.

Заявитель, обращающийся в арбитражный суд, доказывает факт ввода в гражданский оборот контрафактных товаров (т.е. наличие признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст.14.10 КоАП РФ) путем представления суду доказательств того, что:

а) изготовителем спорных товаров, обозначенных товарным знаком, является не сам правообладатель либо лицо, получившее от правообладателя право обозначать свой товар соответствующим товарным знаком (при установлении «классической контрафакции», иными словами, подделок под оригинальную продукцию, обозначенную товарным знаком);

б) либо оригинальная продукция правообладателя товарного знака была ввезена на таможенную территорию РФ без согласия правообладателя (при так называемом сером импорте).

Доказательствами классической контрафакции являются сравнительные исследования образцов спорной продукции с образцами оригинальной продукции, товароведческие экспертизы и т.п. Доказательствами применения схемы «серого импорта» служат соответствующие документы, полученные от правообладателя (представителей правообладателя), собственно спорные товары, содержащие, как правило, обозначения относительно места их обращения (места исчерпания исключительного права на товарный знак).

Административно-правовой способ защиты нарушенных прав на товарный знак дает возможность:

- подачи возражения против регистрации товарного знака в Палату по патентным спорам;

- обращения с заявлением о нарушении правил добросовестной конкуренции в Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП);

- подачи жалобы в вышестоящий орган организации нарушителя (если таковой имеется).

Обращения в антимонопольные органы рассматриваются лишь в случае, если речь идет о недобросовестной конкуренции в связи с использованием товарных знаков. Одной из ее форм является продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, выполнения работ, услуг. Федеральный антимонопольный орган рассматривает факты нарушения антимонопольного законодательства и принимает по ним решения в пределах своей компетенции. Данные дела возбуждаются только на основании заявления правообладателя с приложением правоустанавливающих документов. Нарушения антимонопольного законодательства рассматриваются соответствующими территориальными управлениями по месту нахождения (месту жительства) лица, совершившего правонарушение, либо по месту его совершения, за исключением случаев, когда дело принимает к рассмотрению МАП РФ. В результате рассмотрения заявления антимонопольный орган выносит решение или предписание, а также налагает штраф и выносит предупреждение.

Таким образом, основным видом административной ответственности является наложение штрафа на виновное лицо. Отсутствие вины является одним из обстоятельств, исключающих административное производство по делу о рассмотрении правонарушения о незаконном использовании товарных знаков.