Рассмотрение дела об административном правонарушенииМатериалы / Административные правонарушения / Рассмотрение дела об административном правонарушенииСтраница 1
Рассмотрение дела по существу начинается с момента получения субъектом административной юрисдикции протокола об административном правонарушении, за которым следует подготовка дела к рассмотрению. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе судьи, органы и должностные лица, уполномоченные на то согласно главы 23 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях
Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении включает в себя несколько этапов:
подготовка дела к рассмотрению;
рассмотрение дела по существу;
вынесение решения по делу об административном правонарушении.
Подготовка дела имеет важное значение для успешного решения задач производства. Она заключается в выяснении ряда вопросов, которые требуется разрешить до начала рассмотрения дела по существу.
Судья, орган, должностное лицо при подготовке дела к рассмотрению выясняют следующие вопросы:
относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
правильно ли составлены протокол об административном правонарушении, другие протоколы и иные материалы дела;
имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
имеются ли ходатайства и отводы.
Если судья, член коллегиального органа или должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело является родственником лица в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя, либо лично, прямо или косвенно заинтересованно в разрешении дела, то субъект рассматривающий дело обязан заявить самоотвод, а лица участвующие в производстве вправе заявить отвод данному судье, члену коллегиального органа или должностному лицу.
При подготовке дела к рассмотрению могут выноситься следующие процессуальные документы:
определение;
постановление.
Определение выносится:
о назначении времени и места рассмотрения дела;
о вызове лиц указанных в ст.25.1 – 25.10;
об истребовании необходимых дополнительных материалов, о назначении экспертизы;
об отложении рассмотрения дела;
о возвращении протокола и других материалов дела;
о передаче протокола и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.
На этапе подготовки дела к рассмотрению постановление выносится только о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
На этапе рассмотрения дела по существу важную роль играет место рассмотрения дела об административном правонарушении. В соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по общему правилу, рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, дело может рассматриваться по месту его жительства. Если по делу проводится административное расследование, то дело рассматривается по месту нахождения органа проводившего расследования. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также по ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 и в области благоустройства территории по закону субъекта РФ, зафиксированные с применением технических средств, рассматриваются по местонахождению органа, в который поступили материалы.