Теоретико-правовые основы института административной ответственности в области безопасности дорожного движения
Материалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Теоретико-правовые основы института административной ответственности в области безопасности дорожного движения
Страница 1

В теории административного права и в правоприменительной практике институт административной ответственности имеет важнейшее значение, так как собственно определяет отрасль права и метод его правового регулирования.

Институт юридической ответственности основан на мерах государственного принуждения, которые обеспечивают применение соответствующих норм права, направленных на обеспечение правомерного поведения. В административном праве, равно как и в других отраслях права, применяются меры административно-правового принуждения, где центральное место занимает административная ответственность как одна из форм осуществления административно-правового принуждения, которое следует рассматривать как «особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной исполнительной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями» [16, c. 257]. Меры административного принуждения применяются только в порядке установленным законодательством, соответствующими компетентными органами и направлены на обеспечения правопорядка. Реализация этих мер должна происходить в строго определенных процессуальных формах, т.е., как правило, в рамках конкретных процессуальных процедур, которые имеют юридическое оформление. Следует согласиться с утверждением, что административно-правовое принуждение осуществляется в рамках особых охранительных правоотношений, направленных на защиту общественного порядка и общественной безопасности» [56, c. 354]. Основанием для применения мер административного принуждения являются не только административные правонарушения, что связано с применением административной ответственности, но и необходимость обеспечения общественной безопасности и правопорядка. На основании этого можно сделать вывод, что категория «административно-правовое принуждение» имеет более широкое содержание, чем административно-правовая ответственность. Так, при обеспечении безопасности дорожного движения органы внутренних дел применяют не только меры административной ответственности как форму административно-правового принуждения, но и ряд других мер, например досмотр транспортных средств, принудительное медицинское освидетельствование, проверка документов на право эксплуатации транспортного средства, которые являются административно-предупредительными мерами и сами по себе не являются формой административно-правовой ответственности. Таким образом, административная ответственность является одной из форм осуществления административно-правового принуждения, которое направлено не только на административное наказание правонарушителей и пресечение правонарушений, но и на предупреждения правонарушений.

Именно через институт ответственности опосредуются важнейшие функции любой отрасли права связанные с обеспечением правопорядка, восстановлением нарушенных субъективных прав, пресечением и профилактикой правонарушений. Таким образом, целями юридической ответственности являются охрана правопорядка и применение мер государственного принуждения к правонарушителям в виде соответствующего наказания, но и нравственно-психологическое преобразование сознания нарушителя, предупреждение правонарушений. Исходя из этого следует обратить внимание на такое понятие как «правомерное поведение», так как основная цель юридической ответственности заключается в охране правопорядка, в перевоспитании правонарушителя, предупреждение правонарушений. В юридической литературе правомерное поведение как: «обусловленное культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанная на сознательном выполнении его целей и требований» [63, c. 7], а второй как «сознательное поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям или же не противоречащее им и обеспечиваемое, (гарантируемое, охраняемое) юридическими средствами» [27, c. 273]. Таким образом, подчеркивается, что, во-первых, правомерное поведение является сознательным волевым проявлением; во-вторых, поведение оценивается путем его сопоставления с целями и требованиями права; в-третьих, внутренние регуляторы или мотивы поведения определяются культурно-нравственными качествами и ориентациями личности, а также ее жизненным опытом. Исходя из этого всякая мера государственного принуждения должна иметь исправительный и воспитательный эффект, содействовать восстановлению и охране правопорядка. Таким образом, правонарушения должны не только искоренятся, но и предупреждаться. Отметим, что указанные принципы заложены в систему административного законодательства Республики Беларусь. Так, в соответствии с нормами ч. 2 ст. 1.2 КоАП Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях направлен на предупреждение административных правонарушений. Таким образом, в своей сущностной юридическая ответственность базируется не только на применении санкций правовых норм, но и должна быть направлена на создание условий для проявления правомерного поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5