Понятие, сущность, научные и правовые основы криминалистической регистрации
Материалы / Криминалистические учёты и их использование в деятельности ОВД / Понятие, сущность, научные и правовые основы криминалистической регистрации
Страница 2

На современном этапе развития криминалистической регистрации правоохранительные органы используют компьютерные технологии обработки криминалистически значимой информации. Сегодня ЭВМ могут хранить огромные массивы такой информации в виде банков данных, а разрабатываемые и внедряемые средства управления банками данных и иное программно - техническое обеспечение позволяют не только во много раз сократить время обработки запросов, но и устанавливать корреляционные зависимости между объектами регистрации.

Пройдя в своем развитии путь от уголовной регистрации до автоматизированных информационно-поисковых систем, криминалистическая регистрация превратилась сегодня в мощное средство накопления, систематизации и использования криминалистически значимой информации в целях раскрытия и расследования преступлений.

Научную основу криминалистической регистрации образуют следующие положения теории информации, учения о механизме следообразования и теории криминалистической идентификации:

1.Одним из результатов любого события, в том числе преступного, является наличие следов в той зоне, где оно протекало.

2.В процессе совершения преступного деяния отражаются не любые объекты, а только те, которые характеризуют следующие элементы состава преступления: субъект и объективная сторона. Это либо сам преступник, либо используемые им орудия и средства. Исключением являются следы, оставленные потерпевшим или свидетелями.

3.Следы всегда несут в себе информацию, характеризующую отражаемый объект. При этом в качестве информационного сигнала выступают признаки, отраженные в следе. В совокупности они могут дать наглядное представление об объекте.

4.Информация, содержащаяся в следе, обладает всеми свойствами, которые характерны для любого ее вида. Информацию можно извлекать, фиксировать, собирать, хранить, передавать и т.д. Следовательно, ее можно собирать в особые банки данных.

5. Рецидивный характер преступной деятельности я ряде случаев приводит к отражению одних и тех же объектов. Это проявляется в оставлении следов, принадлежащих одному и тому же лицу, либо одному и тому же предмету (орудию или средству).

6. Если в процессе сравнения информации о преступлениях, поступившей с различных мест происшествий, мы приходим к заключению что сведения идентичны, то можно с полной уверенностью утверждать о общего (единого) объекта.

7. Если одно из указанных преступлений расследовано и в банке данных содержатся установочные сведения объекта, то в этом случае они могут быть использованы для раскрытия других преступлений.

8. Сведения о различных преступлениях объединенных общим объектом. Могут носить разрозненный характер. Однако в целом эти сведения дают цельное представление о нем. В этом проявляется интегративная сущность криминалистической регистрации.

Правовую основу организации и ведения криминалистических учетов в правоохранительных органах России составляют: федеральное законодательство, постановления Правительства, ведомственные и межведомственные акты правоохранительных органов, а также межгосударственные и международные соглашения.

Среди основных законодательных актов, регламентирующих организацию и ведение учетов, можно выделить следующие:

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в котором изложены основные понятия, использующиеся как в законодательстве, так и в подзаконных ведомственных нормативных актах, рассматривающих вопросы информации и информационного обеспечения;

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предусматривающий ведение видеобанков и видеотек лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное;

Страницы: 1 2 3