Проблемы применения криминалистических учетов, перспективы их совершенствования и развития
Материалы / Криминалистические учёты и их использование в деятельности ОВД / Проблемы применения криминалистических учетов, перспективы их совершенствования и развития
Страница 2

В настоящее время в 30 субъектах Российской Федерации на базе экспертно-криминалистических центров МВД России действуют лаборатории по исследованиям ДНК биологических следов. Одновременно сотрудники данных лабораторий осуществляют постановку ДНК биологических объектов на криминалистический учет.

Информационные базы данных позволяют использовать ДНК-анализ уже на ранних стадиях расследования преступлений для получения поисковой информации. Опыт практического использования учетов ДНК о генетических признаках показал их высокую эффективность.

Тем не менее, анализ положений Методических рекомендаций по ведению отдельных видов экспертно - криминалистических учетов, утвержденных Приказом МВД № 70 от 10 июня 2006г., отечественной и зарубежной практики использования учета ДНК в раскрытии и расследовании преступлений показывает, что данная сфера деятельности, будучи новой в экспертной практике, имеет ряд значительных недоработок и требует дальнейшего совершенствования.

Так, в соответствии с абз.3 § 7 Рекомендаций, учет данных ДНК биологических объектов ведется только по преступлениям, предусмотренным ст.ст. 105, 111 и гл. 18 УК РФ, а также по трупам, личность которых не установлена по завершении всех других розыскных мероприятий.

Такое положение дел не позволяет осуществлять постановку на учет различные биологические объекты (кровь, слюна, сперма, волосы, фрагменты тканей тела и иной биологический материал человека), изъятых по преступлениям, предусмотренным другими статьями УК РФ.

Кроме того, в настоящее время в России на законодательном уровне не урегулированы вопросы, связанные с обязательной постановкой на учет данных ДНК отдельных категорий граждан (военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и пр.).

По мнению автора данной работы, полноценное ведение и эффективное использование учета ДНК биологических объектов возможно только в случае разработки и принятия целого ряда нормативно-правовых актов, в том числе и межведомственного характера. Кроме того, необходимо значительно расширить круг лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации. Решение перечисленных вопросов позволит в будущем значительно повысить уровень раскрываемости преступлений за счет использования сведений учета ДНК биологических объектов.

Существующая в настоящее время информационная система, представляющая собой совокупность локальных, региональных и федеральных ручных картотек и автоматизированных банков данных, также не отвечает современным требованиям.

Из общего объема документов, циркулирующих ежегодно в ОВД, только 45% сосредоточены в систематизированных и связанных между собой массивах, ведущихся в ГИАЦ МВД России и ИЦ МВД, ГУМВД, УМВД .

Одним из путей решения данной проблемы является, на взгляд автора данной работы, полная автоматизация процессов обработки и выдачи необходимой информации заинтересованным лицам. Думается, следует согласиться с мнением Р.А. Усманова, который считает, что полная автоматизация включает в себя:

а) соединение локальных информационных сетей местных подразделений органов внутренних дел между собой, а также с региональными и федеральными сетями;

б) обеспечение доступа к регистрационным массивам с рабочего места пользователя (следователя, оперативного работника);

в) установление различных видов допусков пользователей в зависимости от выполняемых функциональных обязанностей;

г) перевод учетных данных с бумажных носителей на электронные документы и т.д.

Не менее важным является вопрос о необходимости стандартизации различных криминалистических учетов. Не секрет, что современная преступность очень часто имеет международный характер, это касается в первую очередь наркопреступности, преступности, связанной с хищением предметов, имеющих особую историческую или культурную ценность, преступлений, связанных с хищением автотранспорта, оружия, взрывчатых веществ, преступлений, связанных с похищением людей и т.д. В связи с этим, на практике очень часто встает вопрос о необходимости не только проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятиях за рубежом, но и об использовании криминалистических учетов иностранных государств, но, как правило, различия в законодательстве как минимум создает трудности во включении полученных данных с доказательственную базу по уголовному делу, а в худущем случае делают такое использование невозможным. В связи с этим необходимо, во-первых, законодательно разрешить использование информации из криминалистических учетов других государств, во-вторых, провести работу по стандартизации форм хранения данных, причем не только в рамках Содружества Независимых Государств.

Страницы: 1 2 3 4