Государственно-частное партнерство в России
Материалы / Государственные механизмы в системе управления / Государственно-частное партнерство в России
Страница 2

Неотъемлемой частью систем хозяйственного партнерства государства и бизнеса являются механизмы государственного управления и регулирования. Государство формирует институциональную среду партнерств, занимается вопросами организации и управления процессом ГЧП, вырабатывает стратегию и принципы, на которых строятся отношения бизнеса с властью и обществом в рамках партнерских проектов.

Оно получает концессионные и арендные платежи, контролирует цены, доходы, качество услуг, выполнение частным оператором закрепленных в договоре обязанностей. Кроме того, государство вырабатывает тарифную и таможенную политику, стимулирующую частную деятельность на объектах государственной собственности, определяет субсидируемые из бюджета проекты. Набор механизмов государственного регулирования различается в зависимости от отрасли, типа партнерства, социальной значимости проектов и других факторов.

Отметим, что ГЧП представляет собой не простое объединение ресурсов государства и бизнеса, а новую экономическую форму взаимодействия государства и бизнеса с целью достижения наиболее эффективных для общества результатов. Это взаимодействие может осуществляться в разнообразных институционально-экономических формах и на различных уровнях национального хозяйства (федеральном, региональном и муниципальном). Разнообразны и цели различных партнерств. С учетом задач бизнеса и государства, которые к числу ключевых направлений ГЧП можно отнести: создание инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство; инновации; профессиональное образование и система переподготовки кадров; здравоохранение и социальные услуги.

Условия для использования значительной части механизмов ГЧП в России уже созданы:

- концессионные соглашения (приняты базовые нормативные правовые акты, объявлен первый концессионный конкурс на право заключения концессионного соглашения о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге);

- особые экономические зоны (регионы-победители конкурса по созданию особых экономических зон промышленно-производственного типа (Липецкая область (г. Липецк), Татарстан (г. Елабуга)) и технико-внедренческого типа (Санкт-Петербург, Москва (г. Зеленоград), Московская область (г.Дубна), Томская область (г. Томск)); зарегистрированы первые резиденты ОЭЗ; завершаются процедуры отбора регионов, где будут созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа; в перспективе планируется создать портовые ОЭЗ).

- инвестиционный фонд Российской Федерации (отобраны первые проекты);

- ОАО «Российская венчурная компания» и ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» (приняты постановления Правительства Российской Федерации об их создании, финансирование будет осуществляться из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации);

- государственная корпорация развития на базе Внешэкономбанка (процесс формирования корпорации не завершен).

Согласно принятой в настоящее время процедуре проекты, которые соответствуют установленным критериям и получили положительные заключения министерств и ведомств, рассматриваются Инвестиционной комиссией. Она формирует перечень инвестиционных проектов и пакеты документов по отобранным проектам общегосударственного значения и передает их в Минрегион РФ для организации рассмотрения в Правительственной комиссии.

Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, является координационным органом, образованным в целях формирования перечня инвестиционных проектов, которым предоставляется государственная поддержка за счет средств Инвестиционного фонда. Состав комиссии утверждается Правительством РФ. Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляет Минрегион РФ. Проекты, одобренные Правительственной комиссией, включаются в перечень инвестиционных проектов, которые получат бюджетные ассигнования фонда. Данный перечень и паспорта включенных в него проектов подлежат утверждению Правительством РФ. Распоряжение Правительства РФ является основанием для заключения от его имени инвестиционного соглашения между ответственным исполнителем (ответственными исполнителями) и инвестором (инвесторами). После заключения инвестиционного соглашения и договора о предоставлении государственной гарантии РФ либо концессионного соглашения проект считается утвержденным и подлежит регистрации в Государственном реестре проектов.

Страницы: 1 2 3