Коллизионный мониторинг как способ устранения коллизий
Материалы / Юридические коллизии и способы их устранения / Коллизионный мониторинг как способ устранения коллизий
Страница 1

Правовой мониторинг определяется как методически обоснованная комплексная систематическая деятельность уполномоченных субъектов по наблюдению, анализу, оценке качества правовых норм и практики их применения на предмет достижения заложенных в них целей и планируемых результатов правового регулирования общественных отношений, а также по прогнозированию путей совершенствования нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Одной из целей правового мониторинга является выявление коллизий между нормативными правовыми актами, что имеет важное значение для формирования коллизионного права, модель которого как суперотрасли была предложена Ю.А. Тихомировым.

На федеральном уровне урегулирован один из видов мониторинга - мониторинг правоприменения федеральных нормативных правовых актов (Указом Президента Российской Федерации «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации»).

предусматриваются различные виды мониторинга (по субъектам мониторинга, объектам мониторинга, территории проведения, продолжительности проведения, времени действия нормативных правовых актов, подлежащих мониторингу, и др.).

Н.Н. Черногор обосновывает необходимость мониторинга норм Конституции Российской Федерации. По его мнению, речь идет о новом виде правового мониторинга, который должен иметь специфический организационный механизм, включающий планирование, координацию, контроль, методическое сопровождение. Для его становления потребуется в первую очередь совершенствование научной основы. Ее разработка в перспективе может привести к возникновению нового научного направления – теории мониторинга норм Конституции.

Соглашаясь с необходимостью развития мониторинга норм Конституции РФ, предлагается выделять коллизионный мониторинг как разновидность правового мониторинга, в рамках которого будет осуществляться проверка нормативных правовых актов на соответствие Конституции Российской Федерации и иным актам, имеющим более высокую юридическую силу, с целью выявления коллизий.

Коллизионный мониторинг как разновидность правового мониторинга можно определить как систематическую и постоянную деятельность, осуществляемую федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по сбору, обобщению, анализу и оценке качества нормативных правовых актов с точки зрения их согласованности для обеспечения выявления коллизий (противоречий), пробелов и разработки предложений по их устранению.

Цель коллизионного мониторинга – обеспечение согласованности (непротиворечивости) действия нормативных правовых актов в Российской Федерации: от Конституции РФ до подзаконных нормативных актов путем выявления коллизий и эффективного их устранения. Данная цель может быть достигнута при комплексном правовом регулировании механизма выявления и устранения коллизий законодательным актом, т.к. в нем необходимо регулировать компетенцию высших органов государственной власти (Государственной Думы, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и др.). Поэтому предлагается введение коллизионного мониторинга путем принятия Федерального закона «О коллизионном мониторинге в Российской Федерации».

Правовое регулирование общественных отношений в сфере выявления и разрешения коллизий между нормативными правовыми актами в настоящее время характеризуется бессистемностью. Отсутствуют Федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», Федеральный закон, который комплексно регулировал бы выявление коллизий между нормативными правовыми актами. Данную сферу общественных отношений на федеральном уровне регулируют различные нормативные правовые акты.

В соответствии с Планом мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2011 г. Министерством юстиции Российской Федерации подготовлен Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2011 г Анализ регулирования мониторинга правоприменения на федеральном уровне и доклада Министерства юстиции Российской Федерации показывает, что правовое регулирование мониторинга недостаточно по следующим причинам.

Во-первых, коллизии необходимо выявлять и устранять между актами не только равной юридической силы (что предусмотрено в Указе Президента Российской Федерации «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»), но и разной юридической силы. Это связано с тем, что на практике не всегда применяется иерархический коллизионный принцип, т.к. правоприменители зачастую не могут выявить коллизию и тем более произвольно не могут не применять действующий нормативный правовой акт, даже если считают, что он противоречит акту, обладающему более высокой юридической силой.

Во-вторых, регулировать на федеральном уровне выявление коллизий необходимо не только между федеральными нормативными правовыми актами, но и между нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными актами. Конституция Российской Федерации относит к предметам ведения Российской Федерации федеральное коллизионное право (п. «п» ст. 71), а к предметам совместного ведения - обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам (п. «а» ст. 72), по которым должны приниматься федеральные законы (это могут быть Федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», Федеральный закон «О коллизионном мониторинге в Российской Федерации»).

Страницы: 1 2 3