Федеративные государства, их признаки и разновидности
Материалы / Формы государств в зарубежных странах / Федеративные государства, их признаки и разновидности
Страница 1

Федеративное государство - более сложное государство, чем унитарное. Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации» обладают известной политической са­мостоятельностью. Им присущи определенные признаки госу­дарства.

Территориальная организация власти в федеративном государстве закрепляет децентрализацию государственных фун­кций. Сложность взаимоотношений федерации со своими субъектами предопределила меньшую по сравнению с унитарной рас­пространенность федеративной формы государственного устрой­ства. Тем не менее, в мире существует значительное число федераций, которое не только не уменьшается, но, напротив, постепенно возрастает. Наряду с существующими уже ни одно столетие "классическими" федерациями появились новые федерации в странах Европы и Африки (Нигерия).

Часто вместо термина "федеративное государство" употреб­ляется термин "союзное государство". Именно так по официаль­ной терминологии именуется "Союзная Республика Югославии". Федеративная Республика Германии - в буквальном переводе звучит как Союзная Республика Германии, а названия ее феде­ральных органов также буквально переводятся как президент Союза, союзное собрание, союзный совет.

Федеративное государство по своей природе является более демократичным, чем унитарное, поэтому федерации в основном имеют республиканскую форму правления. Есть, однако, и ис­ключения. К федерациям с монархической формой правления от­носятся такие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австра­лия. В Бель­гии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуются по республиканскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет рес­публиканскую форму правления, часть - монархическую.

Федеративное государство образуется:

1) в результате дого­вора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации (так, тринадцать североамериканских шта­тов, отстаивающих независимость от британской короны, догово­рились о создании нового государства - Соединенных Штатов Америки);

2) путем присоединения к государству новых террито­рий и наделения их правами субъекта федерации (так, к США в результате завоевания был присоединен Техас, путем покупки - Луизиана, в ходе освоения новых территорий - штаты на западе от реки Миссисипи) или образования новых субъектов федерации на части территории прежде существовавшего государства (обра­зование земли Северный Рейн - Вестфалия из части прежних территорий Пруссии, а также пяти новых земель на территории прежней ГДР);

3) в результате повышения статуса прежних регио­нальных образований и превращения их в субъекты федерации (так, согласно поправкам к Конституции Бельгии 1831 г., приня­тым в 1988 г., Фландрия, Валлония и Брюссель становятся субъек­тами Бельгийской федерации);

4) путем эволюции конфедерации в федеративное государство с превращением прежде независи­мых государств в субъектов федерации (Швейцария после гражданской войны 1847-1849 гг., в нашем веке - Объединенные Арабские Эмираты, первоначально представлявшие собой кон­федеративную форму объединения семи княжеств Персидского залива).

Федерация как форма государственного устройства обладает рядом специфических признаков:

1. Федерацию составляют государственные образования (штаты в США, Мексике, Индии, Австралии, земли в ФРГ и Австрии, провинции в Канаде, кантоны в Швейцарии), которые имеют статуе субъектов федерации с собственным административно-терри­ториальным устройством и собственной организацией власти. Эти образования обладают собственной компетенцией. Созданы субъекты федерации, как правило, не по национально-территориальному (хотя таковые также имеются, например, Союзная Республика Югославия), а по естественно-географическому (США, Австра­лия) или историческому (ФРГ, Австрия, Швейцария) признаку, хотя в случае с ФРГ определенную роль сыграли и политические соображения. Иногда территориальный фактор применяется в со­четании с национально-лингвистическим, как это имело место при формировании штатов в Индии.

2. В отличие от унитарного государства территория федера­тивного государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорий субъектов федерации. Одна­ко в некоторых федерациях в ее состав могут входить территори­альные единицы, не являющиеся субъектами федерации (так, например, в США самостоятельными территориальными едини­цами являются федеральный округ Колумбия, на территории ко­торого размещаются все федеральные учреждения, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико и некоторые другие территории; территория Бразилии состоит из штатов - субъек­тов федерации, федерального округа и двух особых территорий; в Индии наряду с 25 штатами - субъектами федерации имеется 7 союзных территорий).

Страницы: 1 2