Понятие
государственного режимаМатериалы / Формы государств в зарубежных странах / Понятие
государственного режимаСтраница 1
Можно дать следующее определение государственного режима как элемента формы государства. Государственный режим - это определенный, основанный на нормах права порядок деятельности (функционирования) государства, который складывается как результат использования разнообразных приемов, способов, форм и методов осуществления государственной власти.
Государственный режим - наиболее изменчивый, наиболее подвижный элемент формы государства. Тем не менее, выбор тех или иных форм, методов, способов и приемов осуществления государственной власти не является произвольным. Он определяется как совокупностью внешних по отношению к государству факторов (экономических, социальных, идеологических и других), так и внутренних факторов организации самого государства (его формы правления, территориально-политического устройства, особенностей построения государственного механизма и пр.).
Государственный режим отражает практику государственной деятельности, повседневного осуществления государственной власти. Этот элемент формы государства наиболее чутко реагирует на изменения политической обстановки в обществе, чем объясняется его сравнительно слабая правовая регламентация. Тем не менее, наиболее важные стороны государственного режима закреплены в конституциях и иных нормативных актах (источники государственной власти, принципы построения и деятельности государственного аппарата, уровень политической свободы в обществе). Если деятельность государства, используемые им формы и методы, избираемые приемы и способы имеют правовое обоснование, такой государственный режим признается легальным; он легитимен, т. е. законен в глазах граждан данного государства. Напротив, нелегитимный государственный режим одновременно является и нелегальным, поскольку он формируется и функционирует вопреки действующим правовым установлениям. Нелегитимный государственный режим основывается не на праве, а на силе, опорой его является насилие, обосновываемое не правовыми, а иными доводами. Нелегитимным следует признать и такой государственный режим, при котором деятельность государства противоречит или выходит за рамки установленных в конституции или в иных нормативных актах положений. Легитимный государственный режим - это всегда правовой режим, поскольку государство при этом режиме может осуществлять свои полномочия в очерченных законом рамках юридической процедуры и избирать дозволенные нормами права формы и методы своей деятельности.
Поэтому легитимный государственный режим предполагает наличие правовой государственности.
Нелегитимный государственный режим - это, прежде всего неправовой режим. На практике это означает ничем не стесненный произвол государства и его агентов. Нелегитимный государственный режим часто является узурпаторским, что подразумевает как противозаконный захват власти, так и противозаконное ее осуществление. Легитимный государственный режим может трансформироваться вне-легитимный, если имеет место незаконное присвоение властных полномочий высшими должностными лицами (органами) или превышение этих полномочий.
Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц. Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и тем более - пресечение возможности злоупотреблений и произвола с ее стороны.
В условиях господства абсолютизма или деспотической власти возможность формирования особой системы норм, которые должны ограничить эту власть, была почти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институты конституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Они знакомы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие "демократия", а также ряд других.
Становление конституционного права как отрасли национального права — это сравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложения отдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовые отношения. Тем не - менее, можно с большой долей уверенности говорить о том, что именно эпоха антифеодальных освободительных революций стала периодом утверждения конституционного права в качестве самостоятельной и ведущей отрасли национального права во всех передовых странах мира. Конечно, основные принципы и институты конституционного права возникали и складывались не на пустом месте. Их утверждению способствовали радикальные изменения в общественной жизни, выдающиеся научные достижения в познании окружающего мира, активная творческая деятельность выдающихся мыслителей прошлого, исследовавших место и роль человека в обществе и государстве, стремившихся раскрыть причины появления и существования публичной власти, принципы взаимоотношений между человеком и государством.