Антимонопольная политика КазахстанаМатериалы / Антимонопольная политика Казахстана / Антимонопольная политика КазахстанаСтраница 1
Наличие монополий в отрасли свидетельствует, что доступ в нее конкурентов затруднен или невозможен. Нередко барьеры, препятствующие вступлению конкурентов в отрасль, порождены объективными причинами, иногда создаются искусственно.
Рассмотрим их.Во-первых, барьером может стать технология. Примерами служат энергетика, металлургия, железнодорожный транспорт, городское коммунальное хозяйство (газа- и водоснабжение, канализация) и т.п., в которых сама технология допускает весьма ограниченное количество предприятий или даже одно. Действительно, трудно представить образование конкурентного рынка с участием десятков тысяч предприятий черной металлургии или гидроэлектростанций, строительство рядом с действующей железной дорогой нескольких других, конкурирующих с ней.
Расчеты по отраслям – автомобильной, черной и Цветной металлургии, производству алюминия и другим – показывают, что для возмещения средних издержек необходим массовый выпуск продукции, обеспечивающий экономию на масштабе производства. Существующий на рынке спрос на данную продукцию в состоянии полностью удовлетворить всего несколько крупных предприятий.
Таким образом, технология в ряде отраслей естественным образом порождает технологические монополии.
Во-вторых, естественным барьером, запрещающим или ограничивающим проникновение в отрасль, являются патенты и лицензии. Изобретатели, имеющие патент, в течение некоторого времени являются монопольными производителями. Государство с помощью лицензий (разрешений) ограничивает доступ в отрасль или занятие какой-либо деятельностью. Следовательно, на основе патентов и лицензий возникает естественная научно-техническая монополия. Она носит временный характер, исчезая по мере распространения коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок
В-третьих, естественным барьером служит монополия государства в ряде областей. Так, естественной является монополия государства на организацию и регулирование предложения центральных денег. Она придает своеобразие денежному рынку, где государству-монополисту противостоят остальные субъекты экономической системы, предъявляющие спрос на деньги.
Государство устанавливает монополию на рынках товаров неэластичного спроса, которые составляют неотъемлемые и незаменимые элементы любого потребительского набора.
Вполне оправданно, когда государство, заменяя рынок, берет на себя всю полноту ответственности за снабжение населения общественными товарами. Поступая так, государство часто оказывается в роли монопольного потребителя (монополиста) некоторых товаров и услуг, например военной техники и иных услуг стратегического назначения
В-четвертых, искусственным барьером может стать значительное расширение производства корпорацией (концентрация) или слияние нескольких корпораций в одну (централизация), что позволяет им завладеть преобладающей долей рынка продукта и потеснить конкурентов. Монополия, основанная на концентрации и централизации производства и капитала, представляет наибольшую угрозу для рыночной экономики и постоянно находится под контролем государства.
В-пятых, искусственным барьером, препятствующим производству продукта, может стать монопольное владение месторождениями исходного сырья, например бокситами для производства алюминия, алмазными рудниками и др.
Отмеченные выше барьеры и порождаемые ими монополии характерны для рыночной экономики. Однако существует монополия, превосходящая по силе и мощи все перечисленные. Это, в-шестых, тотальная монополия государства в экономике, характерная для Казахстана, как бывшей социалистической страны, Советского Союза, и являвшаяся непреодолимым препятствием развития рынка в стране.
Государственному монополизму свойственна особая внутренняя структура. Если обратиться к истории нашего народного хозяйства, то можно разглядеть контуры трехступенчатого монолита. В его основании находился государственный сектор, далее располагались ведомственные гиганты, контролировавшие отдельные сферы воспроизводства, затем предприятия и организации, монополизировавшие выпуск определенных товаров и услуг.
Такое наблюдалось в производстве, распределении, обмене. О масштабах монополизма в потреблении можно судить по доле госзаказа. Устанавливая ее, государство гарантировало сбыт и присваивало себе функцию монопольного представителя тысяч потребителей. Чем больше была доля госзаказа в производственной программе предприятия, тем явственнее проступали черты государственной монополии.
Таким образом, среди отмеченных выше монополий можно выделить по функциональному назначению зону естественной монополии, включающую технологические монополии, научно-техническую и государственную монополии. Границы зоны подвижны. Так, временный характер имеет научно-техническая монополия, не жестко фиксированы рамки технологических монополий, поскольку технологические нововведения способны вызывать качественные изменения в экономической деятельности. Если на каком-то естественном монополистическом рынке появились высокоэффективные технологии или принципиально новые материалы, существенно уменьшающие затраты, то снижаются барьеры и возрастает доступность этого рынка для потенциальных конкурентов.