Особенности правового статуса прокурора при производстве по уголовным делам в суде первой инстанции
Материалы / Прокурорский надзор в суде первой инстанции / Особенности правового статуса прокурора при производстве по уголовным делам в суде первой инстанции
Страница 1

Основу содержания деятельности любого органа государственной власти составляет его правовой статус, то есть совокупность полномочий и функций, осуществляемых данным органом. В соответствии со ст. 1 Закона о Прокуратуре, Прокуратура Республики Беларусь - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

Следует обратить внимание, что прокуратура занимает особое положение в системе органов государственной власти, так как не является не исполнительным, не законодательным и не судебным органом власти. Именно поэтому принципиальное значение для определения правового статуса прокуратуры имеет принцип независимости органов прокуратуры, при осуществлении своих полномочий. Прокурор при осуществлении своих полномочий независим, т. е. огражден от местного и ведомственного влияния. Он независим от органов государственной власти, управления, должностных лиц, СМИ, политических, иных общественных объединений и религиозных организаций; прокурор обладает процессуальной самостоятельностью в области судопроизводства; все решения и действия прокуроры осуществляют на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований; осуществление прокурором своих организационных мер по надзору и укреплению законности в тесном контакте с центральными и местными органами представительной и исполнительной власти. В этих целях в ст.11 Закона о Прокуратуре закреплено право прокурора на участие в заседаниях государственных органов и иных государственных организаций. Принцип независимости прокурора при осуществлении своих полномочий означает также недопустимость какого-либо вмешательства в деятельность прокурора.

Следует согласиться с утверждением Сухарева А.Я., что правовой статус прокурора в суде первой инстанции определяют, прежде всего, закон: Конституция, Закон о прокуратуре, Уголовный кодекс; Уголовно-процессуальной кодекс. Изучение и обобщение прокурорской и судебной практики, этические начала, которые позволяют уяснить нравственную основу процессуальных правил и запретов, оценить допустимость тех или иных приемов обвинения с точки зрения требований морали. Данный подход, как нам представляется, имеет важное практическое значение, так как закон не определяет, как прокурор обязанности по надзору за законностью судебных решений. Поэтому уровень выступления прокурора в суде, его вклад в правильное разрешение дела определяются не только знанием и исполнением процессуальных правил, но и в значительной мере целесообразным, умелым использованием приемов и методов, разрабатываемых современной криминалистикой и прокурорской практикой. Не маловажным является и социальной и моральной сущности правовых норм и применяемых прокурором приемов для осуществления своих функций, так как именно соблюдение данного условия позволяет обеспечивать истинное предназначение права обеспечения справедливости судебных решений.

Вопрос о процессуальном положении прокурора в суде является достаточно полемичным. Первоосновой этой полемики является дуализм надзорных функций прокурора при производстве по уголовным делам в суде первой инстанции является, которое в литературе рассматривается как противоречие между функциями надзора и поддержания обвинения, которые осуществляет прокуратура. В соответствии с нормами ст. 25 УПК прокурор обязан на всех стадиях процесса своевременно принимать предусмотренные законом меры по устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, то есть, прежде всего, осуществлять собственно надзорные функции. Здесь важно обратить внимание на три момента: прокурор обязан принимать соответствующие меры во всех стадиях уголовного процесса, значит и в стадии судебного разбирательства дела; он должен реагировать на нарушения закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, т.е. включая и нарушения допущенные судом; вид и характер таких нарушений заранее не определены, следовательно, прокурор обязан реагировать на нарушения в любой их форме, будь то не соответствующее закону судебное решение (приговор, определение, постановление) или какое-либо отдельное процессуальное действие, совершённое в ходе судебного разбирательства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6