Порядок приема, регистрации заявлений, явки с повинной и сообщений о преступлениях
Материалы / Поводы и основания возбуждения уголовного дела / Порядок приема, регистрации заявлений, явки с повинной и сообщений о преступлениях
Страница 3

В соответствии с пунктом третьим части 1 статьи 140 УПК РФ поводом к возбуждению уголовного дела также является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, нежели указанных в пунктах 1 и 2 части 1 ст.

140 УПК РФ.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 УПК РФ принимается, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт, об обнаружении признаков преступления (см. Приложение 2). К «иным источникам» могут быть отнесены сведения, полученные из сообщений в СМИ, а также выявленные следователем, дознавателем, прокурором непосредственно в процессе исполнения служебных обязанностей (например, при производстве какого-либо процессуального действия). Так, если по какой-то причине заявитель не может присутствовать при составлении протокола, его сообщение о преступлении относится к категории иных источников информации и оформляется в порядке, предусмотренном ст.143 УПК, то есть рапортом.

В соответствии с ч. 7 ст.141 УПК анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Употребляемый в данном случае термин «анонимное заявление», в УПК не расшифровывается. Тем не менее, таковыми признаются обращения, не содержащие сведений о фамилии и месте жительстве заявителя либо содержащие ложные данные о заявителе. Обычно такие заявления остаются без рассмотрения, но при наличии в них сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях, такие обращения направляются в соответствующие правоохранительные органы. В приказе МВД России "Об организации делопроизводства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России" от 1 марта 1999 г. N 150 (п.71.2 приказа) говорится, в частности, что "обращения граждан, в которых не указана или неразборчиво написана фамилия и которые не содержат данных о месте жительства заявителя (либо о его работе или учебе), признаются анонимными. Как правило, они не регистрируются и подлежат уничтожению. В исключительных случаях анонимные обращения, содержащие конкретные сведения о готовящихся или совершенных правонарушениях, без регистрации направляются в соответствующие подразделения Министерства для использования в оперативных целях". Допустимость проверки их оперативным путем предусмотрена также приказом ФСБ РФ "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности" от 4 декабря 2000 г. N 613. См. также: Приказ Генеральной прокуратуры РФ "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" от 15 декабря 1998 г. N 90 (Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. - М., 1999); п.50 приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ "Об утверждении временной Инструкции по делопроизводству в районном суде" от 29 января 1999 г. N 8 и др.

Правомерность проверки анонимных заявлений оперативным путем подтверждена Верховным Судом РФ (см., например, Решение СК Верховного Суда РФ от 19 августа 1998 г. N ГКПИ 98-198 по делу о заявлении Ростовского общества прав человека "Защита Интернэшнл" о признании недействительными абзаца 3 пункта 3 и пункта 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации "О порядке рассмотрения писем, жалоб, заявлений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" от 30 июля 1992 г. N 33).

Если в результате проверки анонимного заявления будут установлены признаки преступления, то поводом к возбуждению уголовного дела становится уже не заявление, а рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления соответствующим органом или должностным лицом.

Страницы: 1 2 3 4 5