Права человека и конституционное правосудиеМатериалы / Судебная защита прав и свобод личности / Права человека и конституционное правосудиеСтраница 1
Мы считаем, что право на судебную защиту нельзя считать правом, которое дает конституция или государство. Еще в древности, когда не было ни каких законов и правовых норм, люди обращались к третьим лицам, для того, что бы их рассудили.
Отдельное место в судебной системе нашей страны занимает Конституционный суд. Это связанно с тем что он не является высшей или низшей инстанцией какого-либо суда.
Конституционный суд РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст.1 ФКЗ «О конституционном суде»). Порядок его образования и функционирования обозначен в статье 125 Конституции Российской Федерации, а так же Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Конституционный Суд Российской Федерации составляет 12 судей, которых по представлению Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации. Для функционирования суда необходимо ¾ от общего числа судейского состава (ст.4 ФКЗ «О Конституционном суде РФ»).
Конституционный суд призван защитить своей деятельностью основы конституционного строя, верховенство Конституции и ее прямое действие на всей территории нашей страны. КС РФ своей деятельностью:
1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2. Разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4. Дает толкование Конституции Российской Федерации;
5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами;