Особенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
Материалы / Ответственность органов местного самоуправления / Особенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
Страница 3

Отдельные полномочия органов местного самоуправления, как предусмотрено ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ, могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ. Но такое их решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном гражданским законодательством и иными федеральными законами. В результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе изданием актов, не соответствующих закону или иному правовому акту, они возмещают убытки физическим и юридическим лицам. «Незаконными» в гражданском праве признаются действия, нарушающие не только закон, но и иные нормативные акты любого уровня. «Бездействие» предполагает невыполнение органами местного самоуправления и их должностными лицами возложенных на них обязанностей, неосуществление тех действий, которые они в соответствии с законом или иным нормативным актом обязаны были совершить.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Таким образом, они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия. Объем имущественной ответственности за причиненный органами местного самоуправления вред, а также условия и порядок ее наступления определяются нормами прежде всего Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Как правило, вред возмещается в полном объеме за счет казны муниципального образования, согласно ст. 1069 ГК РФ. Данная статья, сформулированная с учетом требований ст. 33 и 53 Конституции РФ и ст. 16 ГК РФ, является специальной. В ней предусмотрены особенности гражданско-правовой ответственности органов местного самоуправления, которые отличают ее от общих правил деликтной ответственности и выражаются, во-первых, в юридически обязательном, одностороннем характере действий органов местного самоуправления, а также их должностных лиц; во-вторых, в том, что причинение вреда вызвано противоправными действиями указанных субъектов.

Ст. 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за незаконные действия (бездействие), понимая под ними деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Виды и формы подобных деяний весьма многообразны. Ими могут быть различные приказы, распоряжения, постановления, указания и иные властные предписания (не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены гражданам и юридическим лицам и подлежат обязательному исполнению. Таковым может быть и противоправное бездействие, ибо в области властных отношений требуется активность по реализации установленных полномочий, а непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.

Ответственность органов местного самоуправления по ст. 1069 ГК РФ наступает при нанесении вреда как гражданину, так и юридическому лицу. Первый может требовать за причинение ему ущерба компенсации также и морального вреда (ст. 151). Если вред причиняется не в сфере властных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности (например, автомашина администрации района причинила увечье гражданину), ответственность наступает на общих (ст. 1064 ГК РФ) либо на специальных основаниях (ст. 1079 ГК РФ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7