Основные теории о сущности и происхождении права
Материалы / Сущность источников права / Основные теории о сущности и происхождении права
Страница 1

Существует множество правовых теорий, но если выделить их основные идеи и суммировать, получится , что большинство идей составляют две антагонистические теории: естественное право и позитивное право.

Эти две концепции являются и старейшими в истории.

Первым сформулировал понятие, что есть естественное право, римский юрист Ульпиан. «Естественное право (ius naturale) - это то, которому природа научила все живое : ибо это право присуще только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относятся сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные даже дикие обладают знанием этого права.»

Следствием из этого положения Ульпиана должно быть, что человек имеет от рождения право на жизнь, свободу, брак, рождение детей, но тут же следом в Дигестах Ульпиан рассуждает о том, будет ли рабом ребенок, зачатый рабыней.

«Естественное право, т.е. правила поведения, вытекающие из свободной воли как естественного состояния человека и призванные служить мерилом и руководством для положительного законодательства, образцом его усовершенствования»

Последователи естественного права главным образом отстаивают естественные неотчуждаемые права человека: право на жизнь , честь, личную свободу, свободу слова и вероисповедания. Эти права даны человеку Богом или высшими силами природы. А право как система должно быть добрым , беспристрастным и справедливым и определять, насколько справедливы позитивные писаные законы.

Гегель определял идею, душу права как свободу. И эта свобода должна выражаться в праве иметь частную собственность и уважать свободу и частную собственность других людей. Но нормы естественного права не имеют силы, поэтому нужны законы, законодатели и принудительная сила государства.

Естественное право оказало большое влияние на многие современные государства, и их Конституции представляют собой смесь экономических, политических и ценностно-нравственных норм. Так, например, в Конституции нашей страны говориться: «… чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость… мы принимаем конституцию российской федерации» А в главе 1, ст. 2: «Человек , его права и свободы являются высшей ценностью»

Позитивное право включает себя и юридический позитивизм, и нормативистскую теорию. Они были разработаны Джоном Остином и Г. Кельзеном не так давно. Но основы позитивизма заложены с древних времен. Господином всей страны считали Бога, а царь, король, фараон и т.д. был наместником, голосом бога на земле. А веления Бога не обсуждаются, какими они бы ни были, ведь право – это повеления главы или правительства страны».

«… источником права является только суверенная власть.»

«Право – это возведенная в закон воля господствующего класса» В. И. Ленин.

Представители этой концепции резко расходятся во взглядах с представителями естественной теории. Они считают, что сильная власть важнее признания естественных прав человека и дискуссий , является ли закон положительным с точки зрения морали. Они отождествляют право и писаный закон. Но при всех недостатках позитивного права без него, без конкретных норм, правил поведения, изложенных четким и сухим языком невозможна работа нормативно-регулятивной системы общества.

Источники права

В широком смысле источниками права являются:

1. Материальные источники (условия жизни людей, система производства, обмена и распределения товаров и услуг)

2. Идеальные источники (правовое сознание).

3. Юридические источники – это правила, признаваемые общеобязательными и охраняемые государством.

Право изучает в основном юридические источники. Правила, прежде чем стать общеобязательными, могут возникнуть где угодно, а общеобязательными их делает воля народа или суверена.

Большинство ученых признают источниками права: 1) обычай; 2) судебную практику или судебный прецедент; 3) нормативный договор; 4) нормативно-правовой акт.

1. В настоящее время обычай почти утратил свое значение в странах Европы, в отличии от стран Латинской Америки, Азии и Африки. А в Европе обычай широко используется только в сфере торговли. «Обычаем называется правило поведения, сложившееся вследствие его применения в течение продолжительного времени. Повторяемость определенного поведения в течение продолжительного времени приводит к образованию представлений о его обязательности.»

2. Судебный прецедент или судебная практика представляет собой решение суда по конкретному делу, по которому не существует закона и санкций, что требует от судей толкования юридических норм или правотворчества. Такой прецедент обычно является обязательным при решении аналогичных дел нижестоящими судами. Исторически система прецедентов возникла в Англии и по сей день широко используется в англосаксонских странах. В России суды не имеют правотворческой функции.

Страницы: 1 2