Муниципальная собственность
Страница 3

Состоящие на местном бюджете учреждения осуществляют в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества правомочия владения, пользования, распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями органов местного самоуправления и назначением имущества.

Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, вправе изымать закрепленное за учреждениями имущество, если оно оказывается излишним, не используется или используется не по назначению. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться таким имуществом по своему усмотрению. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно (дополнительно) отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение.

Рассмотрим пример из судебной практики. МУП «Лужский водоканал» обратилось в суд с заявлением о признании недействующими положений областного закона Ленинградской области от 9 июля 2007 г. №119-03 «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» в части перечня объектов недвижимого имущества, передаваемых от муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области. Решением Ленинградского областного суда от 31 октября 2008 г. постановлено: заявление муниципального унитарного предприятия «Лужский водоканал» удовлетворить частично. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему. Анализ закона Ленинградской области от 9 июля 2007 г. №119-03 свидетельствует о том, что им регулируются вопросы об имуществе, передаваемого от муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области, то есть отношения между органами местного самоуправления, которые являются собственниками муниципального имущества. Согласно п. 1 Договора №145 на передачу права хозяйственного ведения муниципальным имуществом, представленного заявителем, собственник передает, а предприятие принимает в хозяйственное ведение имущество, которое отражено на балансе предприятия и в перечне основных средств. В перечне основных средств объекты, указанные в оспариваемом законе, заявителю не принадлежат. МУП «Лужский водоканал» собственником муниципального имущества не является, имущество передано ему в хозяйственное ведение. Таким образом, положения оспариваемого Закона Ленинградской области от 9 июля 2007 г. №119-03 не затрагивают права заявителя и не регулируют отношения с его участием. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила решение Ленинградского областного суда от 31 октября 2008 г. отменить и производство по настоящему делу прекратить.

Необходимо иметь в виду, что представительные и исполнительные органы местного самоуправления имеют сложную природу, одновременно являясь и органами управления - субъектами публичного права, и учреждениями - субъектами гражданского права, прежде всего, имущественного оборота. Следовательно, органы местного самоуправления в качестве органов публично-властного управления осуществляют полномочия собственников муниципального имущества, а в качестве учреждений - юридических лиц - полномочия оперативного управления в отношении имущества, которое они сами за собой закрепляют (либо которое закреплено за ними иным путем). Органы местного самоуправления вправе участвовать в создании предприятий смешанной формы собственности.

Страницы: 1 2 3 4