Понятие государственных и муниципальных унитарных предприятий
Материалы / Правоспособность государственных и муниципальных предприятий / Понятие государственных и муниципальных унитарных предприятий
Страница 2

· разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей национальную безопасность РФ;

· производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Унитарные предприятия создаются на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа и подлежат государственной регистрации. Для государственной регистрации унитарного предприятия необходимо предоставить не только решение о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, но также сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (п. 2 ст. 10 Закона об унитарных предприятиях). Учредительным документом является устав, который утверждается соответствующим органом. Унитарные предприятия наделяются специальной правоспособностью, поэтому в уставе в обязательном порядке должны быть указаны сведения о предмете и целях деятельности предприятия.

Учредитель наделяет унитарное предприятие уставным фондом, который не может быть менее размера, предусмотренного Законом об унитарных предприятиях (п. 3 ст. 114 ГК РФ). При этом уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен учредителем к моменту его государственной регистрации (без каких бы то ни было рассрочек). Уставный фонд (капитал) предприятия представляет собой минимальную гарантию интересов его кредиторов. Поэтому при понижении стоимости чистых активов предприятия до размера меньшего, чем уставный фонд, последний должен быть уменьшен его учредителем с обязательной письменной информацией об этом всех его кредиторов (пп. 5, 6 ст. 114 ГК РФ).

Для создания и функционирования унитарного предприятия не требуется заключения никаких договоров предприятия с учредителем-собственником (или уполномоченным им органом). Последние одновременно с решением о создании унитарного предприятия утверждают и руководителя (директора) предприятия, который является его единственным (единоличным) органом, подотчетным собственнику-учредителю (п. 4 ст. 113 ГК РФ). Никаких иных органов унитарного предприятия, в том числе «собраний трудового коллектива», закон не предусматривает.

Собственник принимает активное участие в управлении унитарным предприятием (осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества, дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия, принимает решение о реорганизации или ликвидации предприятия и т.д.).

Как видим, управление в рассматриваемых нами предприятиях строится на особых принципах, нежели те, которые действуют в отношении иных коммерческих организаций. Так, можно выделить внешнее управление предприятием - правомочия собственника имущества по управлению унитарным предприятием, перечисленные в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях, и внутреннее управление, осуществляемое руководителем унитарного предприятия (ст. 21).

Следует допустить возможность создания в рамках отдельных категорий унитарных предприятий, требующих наибольшего контроля за их деятельностью, дополнительных органов управления - наблюдательных советов. Для этих целей ст. 21 Закона об унитарных предприятиях нужно дополнить положением, определив в ней случаи, при которых возможно создание наблюдательных советов предприятий и полномочия, которыми могут наделяться указанные органы управления. В п. 4 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях следует внести изменения, касающиеся возможности создания совещательных органов в унитарном предприятии по усмотрению собственника.

Государственные и муниципальные предприятия реорганизуются и ликвидируются по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Следует, однако, иметь в виду, что их преобразование в другие организационно-правовые формы коммерческих организаций-собственников всегда связано с отчуждением их имущества из публичной собственности в частную, т.е. является одной из форм приватизации, которая должна осуществляться по правилам, предусмотренным специальным законодательством. Последнее предусматривает преобразование государственных и муниципальных предприятий лишь в форму хозяйственных, главным образом открытых акционерных обществ.

Противоречивость такого явления, как унитарные предприятия, рождает огромное количество споров относительно их дальнейшей судьбы. Некоторые авторы полагают: «Такая своеобразная организационно-правовая форма, как юридическое лицо-несобственник, не свойственна нормальному, развитому имущественному обороту и представляет собой исключение, сохраненное законом на период становления рыночной экономики прежде всего для государственных и муниципальных (публичных) собственников. …Дело в том, что данная юридическая конструкция является порождением огосударствленной экономики, в которой госпредприятия были основными хозяйствующими субъектами». Другие же авторы выступают за необходимость унитарных предприятий, поскольку они позволяют сохранить публичным образованиям право собственности на принадлежащее им имущество обеспечить его использование в интересах общества.

Страницы: 1 2 3