Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с приемными семьями
Материалы / Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с приемными семьями

Беспристрастная статистика свидетельствует, что перестройка российской экономики, переход ее на рыночную основу весьма болезненно отразились на положении семьи. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости по стране: через 60 лет население России сократится вдвое.

В то же время среди новорожденных детей отмечается нарастание врожденных умственных пороков. Эту последнюю тенденцию связывают с отсутствием контроля за рождаемостью в семьях группы риска, характеризующихся алкоголизацией, наркотической зависимостью, умственной неполноценностью родителей и другими формами социального неблагополучия, а также с рождением детей у люмпенизированных женщин от случайных половых партнеров. Такие дети в первую очередь становятся питомцами детских домов и интернатов (95% всего контингента этих учреждений).

В последние годы число детей, родители которых лишаются родительских прав в связи с недееспособностью, неуклонно растет. Сегодня детские дома и интернаты переполнены, в них находится, по данным статистики, около 160 тыс. детей, а число детей, нуждающихся в социальной помощи и защите, достигло 600 тыс. Одновременно ставится под сомнение целесообразность содержания детей в подобных учреждениях: научные исследования и жизненная практика свидетельствуют о крайне низких адаптивных способностях детей, выходящих в жизнь из детских домов и интернатов. Становится очевидной необходимость внедрения альтернативных форм содержания и воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, и в нашей стране.

Одной из таких форм является приемная семья, чрезвычайно распространенная в ряде развитых стран как форма защиты детства. В России практика функционирования приемной семьи пока еще не нашла своего повсеместного внедрения и распространения. Существующие в разных регионах страны (преимущественно в крупных городах) единичные опыты такого рода не имеют методического обоснования и экспериментальных апробаций, а поэтому необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок на реальных детях, что абсолютно неприемлемо в воспитательном отношении.

Введение института приемной семьи требует прежде всего создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный механизм выделения и отбора приемных семей, этапов подготовки приемных родителей к их деятельности, юридических прав и обязанностей, принципов оплаты труда и т. д.

Сложившийся институт домов-интернатов показал, что их воспитанники не получают тех необходимых бытовых знаний, которым обычные дети обучаются в семье. Нередко дома-интернаты выпускают подростков совершенно не подготовленных к жизни в обществе, к жизни в семье. Многие из них, в итоге, оказываются на улице и представляют собой благодатную почву для влияния криминогенной среды.

Возможно, некоторые из существующих проблем и призвана решить приемная семья.

Целью курсовой работы является изучение проблем приемной семьи.

Объект исследования – приемные семьи.

Предмет исследования – проблемы приемных семей.

Задачи:

1. Изучение литературы для выявления понятий «приемная семья» и их проблем;

2. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с такими семьями;

3. Изучение статистических данных с целью определения наличия приемных семей в городе Хабаровске.

В рамках нашего исследования использовались методы анализа, обобщения полученных данных, а также их статистический анализ.

Актуальность данной темы на современном этапе, очевидна, потому что на сегодняшний день свыше 700 тыс. детей остались без попечение родителей и воспитываются в интернатах и приютах. Последнее десятилетие в Российской Федерации держится довольно стойкая тенденция: из 100000 детей, оставшихся без попечения родителей, 70 процентов передаётся, на воспитание в семьи, 30 процентов устраивается на воспитание в детские интернатные учреждения. Казалось бы, соотношение в пользу семейного устройства детей, однако на деле это означает, что свыше 30000 детей ежегодно передаётся на воспитание в учреждения интернатного типа.[12]

Приемная семья не так близка для большинства граждан в быту, обычной жизни, как многие другие темы и целые разделы семейного права, с которыми сталкиваемся каждый день.

Семья приемных родителей — это социальный институт, объектом воздействия которого являются дети, изъятые в срочном порядке из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни, вплоть до решения судебными органами их дальнейшей судьбы. Приемная семья предназначена для детей, страдающих от недоедания и отсутствия ухода со стороны родителей, а также перенесших различные формы физического, психического или сексуального насилия. Питомцами приемной семьи могут стать также дети в случае педагогической несостоятельности или длительной болезни их генетических родителей и т. д. Таким образом, приемная семья как бы выполняет функцию «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье кризисных условий. Поэтому цель приемной семьи — создать благоприятные условия для временного пребывания детей, пока осуществляется социальная и медицинская реабилитация их биологических родителей. Ребенок возвращается к своим кровным родителям, когда восстанавливается относительно нормальная жизнедеятельность семьи и нет опасности его здоровью и жизни.