История развития семейных форм воспитания детей-сирот в России.
Материалы / Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с приемными семьями / История развития семейных форм воспитания детей-сирот в России.
Страница 1

Для нашего исследования представляет интерес рассмотрение проблем приемной семьи, но первоначально нам необходимо рассмотреть феномен «приемная семья», историю его образования и развития. С этой целью мы обратились к изучению научной литературы, которая дает нам возможность разобраться в этом вопросе.

История развития института замещающей семьи в России уходит корнями в XVIII век, когда Екатерина II издала Указ «Учреждения для управления губерниями» от 7 ноября 1775 г. В ст. 301 этого документа говорилось: «Буде же малолетний остался без всякого имения, тогда городовой сиротский суд старается поместить малолетнего по состоянию его, или в общественных для сирых училищах, или у доброхотных людей, дабы научился науке, или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином» (ссылка). Так в России зародилась одна из форм воспитания детей-сирот – патронат, целью которого являлась передача детей, оставшихся без родителей, в семьи «на руки надежным, добродетельным и добронравным людям за умеренную плату»

Под патронажем Императрицы существовали воспитательные дома и приюты, главное назначение которых было укрыть детей на время от беды, а затем отправить в семью «благонравного поведения».

В 1763 г. был учрежден Московский Воспитательный дом. В его стены принимали младенцев, «не спрашивая приносящего», кто он таков и чьего младенца принес, требовалось только спросить: не знает ли он, крещен ли младенец и как его имя. Поступивший под опеку Воспитательного дома ребенок должен был пользоваться всеми благами отечественного призрения, заботившегося о его проживании, а затем и воспитании из него полезного гражданина для Отечества.

Однако число детей в воспитательных учреждениях быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрезвычайная скученность, недостаток в питании, отсутствие ухода и медицинской помощи привели к высокой смертности детей.

Николай I повелел всех приносимых в Воспитательный дом грудных детей без всякого изъятия, сразу отсылать в деревни для воспитания и уже ни в коем случае без особого разрешения обратно не принимать. Учебные классы укомплектовывались только сиротами обер-офицеров, военных и гражданских чинов. Дети обучались по программам гимназий и в последствии переводились в различные высшие учебные заведения. Дети-сироты, которых отдавали на воспитание в деревни оставались под надзором Дома, их периодически навещал инспектор, а воспитателям выплачивалось денежное вознаграждение, девочкам при выходе замуж выдавалась небольшая сумма денег.

В годы правления Павла I устройство судеб сирот взяла на себя супруга императора Мария Федоровна. Она предлагала отдавать на воспитание детей-сирот в государевы деревни добропорядочным крестьянам. Предлагалось мальчикам жить в таких семьях до 18 лет, девочкам – до 15. Дальнейшее будущее этих детей устраивалось органами общественного призрения.

Главной целью государственных и частных учреждений дореволюционной России было воспитание детей-сирот, способных обеспечить себе средства к существованию и вести в дальнейшем достойный образ жизни. Надо отметить, что наблюдение и контроль за первыми годами самостоятельной жизни сирот продолжался после их выпуска и если была необходимость поддержки и помощи, то она осуществлялась опекунским Советом.

После Октябрьской революции 1917 г. воспитание детей было объявлено государственной заботой, а сам воспитательный процесс был унифицирован. Советская власть не сочла нужным сохранить патронат как форму воспитания детей. I Всероссийский съезд по охране детства (февраль 1918 г.) высказался против патроната «как против института, умирающего вместе с разрушением индивидуальной семьи» (ссылка) По закону об опеке и усыновлении воспитатели приемных детей не могли рассчитывать на государственную помощь. Как следствие, число желающих принять в свою семью чужих детей в стране становилось все меньше, а количество бездомных и брошенных детей стремительно росло.

В отличие от дореволюционных сиротских заведений, новые государственные детские дома влачили жалкое существование. Советская власть вынуждена была учитывать очевидные преимущества патронатного воспитания в обеспечении эффективной социальной адаптации детей при значительно меньших материальных затратах на их содержание. Органам народного образования было позволено направить деятельность на расширение применения устройства детей в семьи ремесленников и крестьян. Концепция патронатного воспитания в советской России начала реализоваться после проведения второго Всероссийского совещания охраны материнства и младенчества состоявшегося в апреле 1923 года. Крестьянским дворам, принимающим для подготовки к сельскохозяйственному труду воспитанников детских домов, разрешалось иметь дополнительные наделы земли для этих воспитанников, освобождать от уплаты единого сельскохозяйственного налога в течение трех лет.

Страницы: 1 2