Система органов, осуществляющих финансовый контроль в Республике БеларусьМатериалы / Система органов, осуществляющих финансовый контроль в Республике Беларусь
Особое место в системе органов финансового контроля принадлежит Комитету государственного контроля Республики Беларусь (далее – КГК), который выделяется своей ролью и правовым статусом среди других контролирующих органов.
Систему органов КГК образуют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы – комитеты государственного контроля областей и города Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы КГК могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.
КГК возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Председатель КГК несет персональную ответственность за выполнение возложенных на КГК и его территориальные органы задач. Первый заместитель и заместители Председателя КГК назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя КГК.
В соответствии со статьей 129 Конституции Республики Беларусь КГК Республики Беларусь осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности; исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Дальнейшая конкретизация деятельности КГК отражена в Законе Республики Беларусь от 9 февраля 2000 года «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» (далее – Закон).
КГК обладает широчайшей компетенцией в сфере финансового контроля, о чем свидетельствуют направления его деятельности. Так, в соответствии со статьей Закона КГК и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за:
исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;
- исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;
- соблюдением государственными органами, иными юридическими лицами (в том числе резидентами свободных экономических зон) актов законодательства в области инвестиционной деятельности;
законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;
соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;
состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;
- соблюдением участниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг и другое.
Особая роль в осуществлении финансового контроля на территории Республики Беларусь отводится Департаменту финансовых расследований КГК (далее – Департамент), созданному на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь. Департамент является отдельным структурным подразделением КГК.
В состав Департамента входят управления Департамента финансовых расследований по областям и городу Минску, межрайонные отделы управлений Департамента по областям и городу Минску (территориальные органы финансовых расследований).
Департамент возглавляет заместитель Председателя КГК – директор Департамента финансовых расследований, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя КГК.
Правовой статус Департамента наряду с Законом «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» определяется Законом Республики Беларусь от 4 июня 2001 года «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь» (далее Закон).
В соответствии со статьей 6 Закона основными задачами органов финансовых расследований являются:
предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сферах предпринимательства и налогообложения;
производство дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным законом к ведению органов финансовых расследований;
разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах;
- взаимодействие с правоохранительными органами республики и других государств, ведущими борьбу с преступностью и другие.
В целях совершенствования системы мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности в структуре КГК образован Департамент финансового мониторинга (далее Департамент), который является его структурным подразделением с правами юридического лица. Основными задачами Департамента являются:
- принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;
создание и обеспечение функционирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;
осуществление международного сотрудничества по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами:
определяет порядок формирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;
осуществляет сбор и анализ информации о подозрительных финансовых операциях;
в установленном порядке проверяет поступившую информацию;
выявляет признаки, свидетельствующие о том, что финансовые операции связаны с легализацией доходов, полученных незаконным путем, либо финансированием террористической деятельности;
обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты информации, полученной в процессе своей деятельности и составляющей служебную, банковскую и иную охраняемую законодательством тайну;
участвует в мероприятиях по переподготовке и повышению квалификации кадров, включая работников других государственных органов, в сфере предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;
в установленном порядке участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов, в заключении и исполнении международных договоров, а в соответствующих случаях заключает и исполняет международные договоры межведомственного характера по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;
. – изучает международный опыт и практику противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию террористической деятельности;
принимает участие в разработке и выполнении программ международного сотрудничества по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;
в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет иные функции.