Учение Гоббса о государстве
Материалы / Учение Гоббса о государстве

Английская буржуазная революция ХVII в. нанесла сокрушительный удар по феодализму и способствовала быстрому росту капиталистических отношений в одной из ведущих стран Западной Европы. Сторонники и противники революции разрабатывали свои политические программы, политические и правовые учения, которые отличались друг от друга содержанием, социально-классовой направленностью.

Революции предшествовала длительная, многообразная по своему характеру идейно-политическая борьба различных социальных сил, начиная со сторонников монархии и кончая республиканцами. В ходе этой борьбы в стране за сравнительно короткий период произошла смена нескольких типов политической власти: от монархии к республике, затем к диктатуре Кромвеля, реставрации монархии и, наконец, к становлению конституционной монархии.

Это и период – «просвещения», представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) состоит в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который изменит жизнь человека к лучшему.

Среди защитников абсолютизма в период революции очень сложную позицию занимал английский философ-материалист Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.). Он родился в семье священника, получил хорошее образование, учился в Оксфорде. Он написал ряд произведений; основное из них – «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.). Главное место в наследии этого философа занимает проблема государственного устройства. Эта проблема, и сейчас актуальна: каким должно быть государство, какая форма правления наиболее приемлема? Попробуем выяснить, как представлял себе Т. Гоббс государственное устройство.