Цели и формы государства
Материалы / Учение Гоббса о государстве / Цели и формы государства

Цель государства – главным образом обеспечение безопасности. Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни.

Одна из задач государственной власти – это обеспечение той собственности, «которую люди приобрели путем взаимных договоров взамен отказа от универсального права». А частная собственность является условием общежития, «необходимым средством к миру». Собственность не гарантирована от посягательств на нее со стороны суверена, но это относится более всего к взиманию налогов без каких-либо исключений и привилегий с подданных.

Важно отметить, что, по Гоббсу, цель государства (безопасность индивидов) достижима не только при абсолютной монархии: «Там, где известная форма правления уже установилась, - писал он, - не приходится рассуждать о том, какая из трех форм правления является наилучшей, а всегда следует предпочитать, поддерживать и считать наилучшей существующую». Не случайно эволюция взглядов Гоббса завершилась признанием новой власти (протектората Кромвеля), установившейся в Англии в результате свержения монархии. Если государство распалось, заявлял Гоббс, право свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничтожаются; они вправе искать себе любого защитника. Это положение Гоббс сформулировал в виде одного из естественных законов и адресовал солдатам армии свергнутого короля «Солдат может искать своей защиты там, где он больше всего надеется получить ее, и может законным образом отдать себя в подданство новому господину».

Гоббс различал три формы государства: если верховная власть принадлежит одному человеку, то это монархия; если собранию всех, кто хочет участвовать во власти, то это – демократия; если собранию лишь части граждан, то это – аристократия. Отличаются они друг от друга различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены, а не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти. Но все же предпочтение он отдает неограниченной монархии (благо монарха тождественно благу государства, право наследования придает государству искусственную вечность жизни и т.д.). Неслучайно поэтому он использует термин «подданный», а не «гражданин». Гоббс убежден, что именно монархия, лучше других форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства; в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными (т.е. с собственными, особыми) интересами суверена. Верховной власти удобнее быть монархической, так как «в личности короля олицетворено государство».

Государство Гоббса по своему характеру – абсолютная организация, которая обладает такой силой власти, что, внушает страх. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства.