Правовые основы функционирования приемной семьиМатериалы / Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с приемными семьями / Правовые основы функционирования приемной семьиСтраница 2
Приведенный перечень включает возможных претендентов на роль приемных родителей. Однако здесь заложены объективно обусловленные предпочтения в выборе тех или иных претендентов на эту роль. На наш взгляд, предпочтения должны строиться в убывающей последовательности, от № 1 к № 5, хотя могут иметь место и исключения, связанные с определенными личностными характеристиками потенциальных приемных родителей.
Мотивы приемных родителей во многом близки к мотивам родителей-усыновителей. Как правило, решение стать приемными родителями определяет не один мотив, а их комплекс. Ведущими мотивами выступают:
- желание иметь ребенка в случае невозможности по физиологическим причинам завести собственного;
- любовь к детям, в то время как собственные уже выросли;
- чувство милосердия к детям, нуждающимся в поддержке и защите;
- смерть собственного ребенка;
- гибель близких родственников;
- чувство одиночества;
- религиозные мотивы.
Существует лишь один мотив приемных родителей, отличающий их от усыновителей: интерес к материальному вознаграждению за труд. В условиях нашей страны мотивом к занятию этим видом деятельности может послужить также стремление улучшить жилищные условия семьи, если этот фактор будет задействован при реализации программы «Приемная семья».
Решение взять в семью приемных детей может быть мотивировано также не вполне осознанными причинами, например желанием дать ребенку то, чего сами родители были лишены в детстве; стремлением излить на ребенка свою любовь (ребенок — объект любви); желанием иметь ребенка как субъекта (источника) любви; желанием доказать себе и окружающим, что можешь воспитать ребенка, даже если не можешь его родить, и т. д.
На каждого ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и лечебного профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений передают приемным родителям следующие документы:
· свидетельство о рождении;
· выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;
· справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);
· документы об образовании (для детей школьного возраста);
· документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
· справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
· опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
· документы о закреплении ранее занимаемой жилищной площади за несовершеннолетним;
· копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении
Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
Как считают специалисты (Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд), при курировании приемной семьи очень важно по возможности предупреждать конфликты между родителями ребенка и приемными родителями, хорошо подготовив, например, приемных родителей к факту, что:
· приемный ребенок не является их собственным ребенком и никогда им не станет;
· приемный ребенок должен быть верным по отношению к своим родителям, несмотря на все неблагоприятные события;
· ребенок рано или поздно должен будет покинуть приемную семью, в частности, например, из желания вернуться к своим родителям;
· родителям ребенка часто бывает трудно (из чувства стыда) предпринять шаги на удаление ребенка из семьи.
Иногда является необходимым запретить контакт между приемными и биологическими родителями; в таком случае контакт осуществляется через социальных работников и социальных педагогов.