Законодательно закрепленные основные принципы функционирования
Материалы / Конституционные и уставные суды в субъектах РФ / Законодательно закрепленные основные принципы функционирования

В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. нет ни прямого, ни косвенного упоминания о конституционных (уставных) судах субъектов РФ, как, впрочем, нет запрета и на их создание. Основными причинами, вызвавшими к жизни появление региональной конституционной юстиции, стали демократизация государства и развитие реального федерализма в России.

Конституция определила право субъектов РФ самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти (ч.1 ст.77) и осуществлять правовое регулирование по предметам собственного ведения (ч.4 ст.76). Поэтому появление конституционных судов субъектов было сопряжено с попытками суверенизации республик, повышения их конституционно-правового статуса, стремлением региональных элит ускоренными темпами приобрести все атрибуты республиканской государственности. Однако это были скорее издержки данного процесса, чем его причины. Приведение конституций и уставов субъектов Федерации в соответствие с Конституцией РФ поставило формирование и развитие конституционных и уставных судов в конституционное русло.

После выхода Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" начался современный этап конституционной юстиции в субъектах. Он связан с тем, что названный Закон не только признал возможность создания конституционных (уставных) судов субъектов, но и установил следующие основные принципы их функционирования:

- конституционные (уставные) суды субъектов Федерации входят в судебную систему Российской Федерации и относятся к судам субъектов Федерации (ст. 4);

- учреждение органа конституционного контроля в субъекте Федерации не является обязательным, субъект самостоятельно принимает решение об образовании такого органа (ч. 1 ст. 27);

- к компетенции конституционного (уставного) суда субъекта Федерации относится рассмотрение вопросов соответствия законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта, а также толкование соответствующего учредительного акта субъекта (ч. ч. 1, 3 ст. 27);

- финансирование конституционного (уставного) суда производится исключительно за счет средств бюджета субъекта Федерации (ч. 2 ст. 27);

- процессуальный порядок деятельности конституционных (уставных) судов определяется законодательством субъекта Федерации (ч. 1 ст. 30);

- решение конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, принятое в пределах его компетенции, не может быть пересмотрено никаким иным судом (ч. 4 ст. 27).

Все перечисленные доктринальные принципы функционирования конституционных (уставных) судов имеют существенное значение для организации и деятельности органов конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации.