Порядок образования
Страница 1

Порядок образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации является важным элементом их статуса и обусловлен правовой природой конституционной юстиции. Конституционные (уставные) суды обеспечивают непосредственное действие конституций (уставов) субъектов Федерации, защиту прав и свобод граждан главным образом путем разрешения конституционно-правовых споров, возникающих на региональном уровне.

Поэтому порядок образования этих судов отличается спецификой. С одной стороны, он призван гарантировать профессионализм и авторитетность состава конституционных (уставных) судов, способность лиц, назначаемых на должности судей, квалифицированным образом осуществлять соответствующую юрисдикционную деятельность. С другой стороны, данный порядок должен обеспечивать независимость конституционных (уставных) судов и их судей, принятие органами конституционного правосудия сбалансированных решений, адекватно воспринимаемых всеми органами государственной власти и обществом в целом.

Федеральное законодательство устанавливает общие ориентиры механизма образования конституционных (уставных) субъектов РФ. Так, в соответствии с ФКЗ «О судебной системе РФ» судьи, заместители и председатели конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность «в порядке, установленном законами субъектов РФ» (п.9 ст.12 ФКЗ). А в другом Федеральном законе – «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. – предусмотрены некоторые «рамочные» положения регионального законодательства. Здесь сказано, что судьи конституционного (уставного) суда субъекта назначаются на должность постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (п.3 ст.5 ФЗ).

Достаточно подробно регламентируют порядок образования судебных органов конституционного (уставного) контроля субъектов Федерации конституции, уставы и законы субъектов Федерации. Традиционно они предусматривают нормы: о предварительном обсуждении представленных кандидатур комитетами законодательных органов субъектов Федерации; о назначении каждого судьи в индивидуальном порядке; о том, что решение по этому вопросу принимается большинством голосов от общего числа депутатов; о порядке приведения назначенного судьи к присяге.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет выделить три используемые модели образования конституционных (уставных) судов.

Первая модель предполагает, что все судьи конституционного (уставного) суда назначаются на должность законодательным органом субъекта Федерации по представлению его высшего должностного лица (президента, главы республики, губернатора, главы администрации края, области). Подобная модель используется большинством субъектов Федерации, законодательство которых предусматривает образование конституционных (уставных) судов (Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республики Бурятия, Карелия, Коми, Марий Эл, Северная Осетия - Алания, город Москва, Московская, Свердловская области и др.).

Специфика данной модели заключается в том, что представление кандидатов на должности судей конституционного (уставного) суда рассматривается как исключительное полномочие высшего должностного лица субъекта Федерации. Именно он принимает окончательное решение, какая кандидатура будет предложена для назначения на соответствующую должность. Отметим при этом, что в большинстве субъектов Федерации законодательство не обязывает высшее должностное лицо представлять каких-либо альтернативных кандидатов и не исключает в последующем возможности представления ранее уже отклонявшейся кандидатуры. Таким образом, именно позиция высшего должностного лица субъекта Федерации при данной модели имеет определяющее значение при назначении на должность судьи конституционного (уставного) суда.

Страницы: 1 2