Конституционно-правовое регулирование образования новых субъектов Федерации
Материалы / Изменение конституционно-правового статуса субъектов РФ и тенденция их объединения / Конституционно-правовое регулирование образования новых субъектов Федерации
Страница 1

Сегодня на политической повестке дня в России актуальное место занимает проблема дальнейшего развития федерализма. Россия вновь стоит перед выбором: оставаться ли федерацией в том виде, в каком она существовала на протяжении десятков лет или трансформироваться в территориальную федерацию по типу западных стран.

Многие исследования, посвященные вопросам федерализма, начинаются словами о том, что такая форма государственного устройства становится все более популярной в мире. Новые страны провозглашают себя федерацией, и все больше государств используют на практике федеративные основы управления, формально оставаясь унитарными. Распространение идей и принципов федерализма обусловлено целым рядом преимуществ, которые дает децентрализация государственного управления, позволяющая оптимально распределить полномочия между различными территориальными уровнями и создающая поле для горизонтальной политической конкуренции.

Российская Федерация является лидером среди федераций мира по количеству субъектов в своем составе. На момент принятия Конституции РФ 1993 г. их насчитывалось 89. Для сравнения: среди зарубежных федераций наибольшим числом субъектов (50 штатов) обладают США, а среднее число субъектов среди крупнейших федераций составляет от 15 до 20.

Существенной проблемой развития России как федеративного государства является даже не столько избыточное количество субъектов, что, безусловно, затрудняет государственное управление, сколько их фактическая асимметрия. Многие из субъектов РФ не имеют потенциала, отвечающего статусу государственного образования. В качестве субъекта Федерации следует рассматривать только экономически самодостаточный регион, способный обеспечить потребности населения, содержать государственный аппарат и отвечать по обязательствам за счет собственных ресурсов. Сегодня значительная часть регионов не отвечает данным требованиям. В связи с этим вполне приемлемым вариантом дальнейшего продвижения России по пути создания стабильного и эффективного федеративного государства является оптимизация субъектного состава Федерации, в частности, за счет укрупнения ряда субъектов Федерации, т.е. сокращение их числа, объединения нескольких существующих субъектов, но это должно производиться на строго конституционной основе, а значит, необходимо предусматривать все возможные варианты.

Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 65) принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 137 Основного закона РФ изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно правового статуса субъекта РФ.

Правовой механизм принятия и образования в Российской Федерации нового субъекта Федерации установлен Федеральным конституционным законом (далее — ФКЗ) от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

В главе 1 принятого ФКЗ закреплены «Общие положения». В ней сразу же (ст. 1) проводятся различия между принятием в Российскую Федерацию нового субъекта и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта. В первом случае это изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части; во втором — изменение территориальных границ субъекта внутри Федерации. Вторая процедура затрагивает прежде всего интересы Российской Федерации, которая обладает правом суверена на свою территорию. В таком случае не затрагивается территориальная целостность других государств.

Страницы: 1 2 3