Конституционно-правовое регулирование образования новых субъектов Федерации
Материалы / Изменение конституционно-правового статуса субъектов РФ и тенденция их объединения / Конституционно-правовое регулирование образования новых субъектов Федерации
Страница 2

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, международными (межгосударственными) договорами РФ, указанным ФКЗ, а также федеральными конституционными законами о принятии в Российскую Федерацию и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта (ст.

2).

В ст. 5 отмечены условия образования в составе Российской Федерации нового субъекта Федерации. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации (следовательно, невозможно объединить Калининградскую область с любым другим субъектом РФ).

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта Федерации может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.

Образование нового субъекта Федерации может повлечь прекращение существования либо обоих объединяемых субъектов, либо одного из них. В этом случае произойдет присоединение территории одного субъекта РФ к территории другого субъекта, что в какой-то мере противоречит легальному смыслу «образования нового субъекта», так как Закон формально регламентирует лишь процедуру объединения субъектов. Логичным выглядело бы предписание понимать объединение как процесс слияния и образования нового субъекта Федерации с одновременным прекращением существования объединяемых субъектов. Допущение прекращения существования одного субъекта в результате «объединения» в какой-то мере ущемляет права одного из «объединяющихся» субъектов, так как объединение преобразуется в присоединение, формально «ретушированное» атрибутами согласования интересов этих субъектов.

Можно согласиться с С.А. Авакьяном, который отмечает узкое понимание «образования» нового субъекта как результат объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. На деле образование в составе России нового субъекта может произойти и другими путями. Можно предположить следующие варианты:

разделение существующего субъекта на два субъекта Российской Федерации (в отечественной истории примеры такого разделения имелись: например, единая Чечено-Ингушская Республика была разделена на Чеченскую и Ингушскую республики);

выделение части территории из имеющегося субъекта и присвоение данной территории статуса нового субъекта Российской Федерации;

выделение территорий из двух-трех пограничных субъектов и образование на этой основе нового субъекта Российской Федерации.

Многие исследователи считают существенным недостатком действующего ФКЗ именно отсутствие в нем иных способов образования нового субъекта Федерации. Однако разделение и выделение новых субъектов Федерации — не единственный и не самый эффективный метод разрешения межэтнических конфликтов, в целях обеспечения стабильности государства следует последовательно разделять вопросы этнического самоопределения и территориальной автономии.

На практике при укрупнении субъекты Федерации получают экономическую помощь. Так, Указом Президента России от 3 ноября 2003 г. № 1283 «О мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области» предусматривается осуществление комплекса мер по газификации, развитие транспортной инфраструктуры, строительство мостового перехода. В Указе от 12 апреля 2005 г. № 412 «О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» Правительству РФ предписано оказать содействие в реализации инвестиционного проекта по освоению Ванкорского нефтегазового месторождения и оказать поддержку в обеспечении начала эксплуатации Богучанской ГЭС в 2010 г. А в Указе Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1227 «О мерах по социально-экономическому развитию Камчатской области и Корякского автономного округа», предусмотрено выделение средств на строительство теплоэнергоцентралей, инфраструктуры для доставки местных энергетических углей, взлетно-посадочной полосы и аэропорта в столице Коряки поселке Палана, завершение реконструкции морского вокзала в Петропавловске-Камчатском. В отношении Иркутской области согласно Указу Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 323 «О мерах по социально-экономическому развитию Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» предусмотрено выделение средств на мероприятия по развитию социальной инфраструктуры, оказание государственной поддержки в строительстве детского дома, перинатального центра, противотуберкулезного диспансера и дома спорта.

Страницы: 1 2 3