Правовой анализ тенденции объединения субъектов Федерации
Страница 2

В процессе укрупнения субъектов Российской Федерации интересен вопрос, связанный с правовым статусом упраздняемых автономных округов. Федеральными конституционными законами предполагается наделение их особым статусом и сохранение за ними всех национальных и культурных прав, а также создание территориями определенных гарантий их особого статуса.

При этом не совсем ясно, в чем именно могут выражаться особенности этого статуса, и причиной этому — отсутствие законодательного регулирования статуса подобных административно-территориальных образований. На практике «особый статус» автономных округов как административно территориальных единиц сводится к следующему:

их границы остаются пространственными пределами действия законов, прекращающих существование автономных округов, вплоть до признания их утратившими силу в установленном порядке или до принятия по тем же вопросам законов и иных нормативных правовых актов нового субъекта Российской Федерации (это предусмотрено во всех пяти федеральных конституционных законах).

в пределах округов для/образуемых в их составе муниципальных образований могут предусматриваться отдельные изъятия из действующих положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В-третьих, для государственного управления на уровне округов могут создаваться территориальные органы региональных органов государственной власти, в том числе и общей компетенции. В-четвертых, в рамках территории автономного округа предполагается создание особых предпосылок для национально-культурного и социально-экономического развития. В соответствии со ст. 42 Устава Пермского края «обеспечивается сохранение этнической идентичности коми-пермяцкого Народа» и закрепляется положение, содержащее формулировку, что «в официальных сферах общения на территории Коми-Пермяцкого округа наряду с русским языком может использоваться коми-пермяцкий язык». Тем самым на практике закрепленные в Федеральном конституционном законе №-1 2004 г. особенности статуса округа выглядят весьма скромно. Отсутствие у округа как административно-территориальной единицы предметов ведения и собственных полномочий предполагает, что особым статусом могут обладать органы управления округом, а не административно-территориальная единица. Создание особого статуса административно-территориальной единицы должно быть предопределено явными потребностями правового регулирования и государственного управления, спецификой указанной территории, а не тем, что до объединения данная территориальная единица была равноправным и самостоятельным субъектом Российской Федерации.

Споры также вызывает возможность придания бывшим автономным округам как субъектам Российской Федерации статуса единого муниципального образования. Из всех указанных законом видов муниципальных образований они могут получить статус муниципальных районов. В таком случае не понятно, как быть с уже существующими на указанных территориях муниципальными районами. Кроме того, границы муниципального образования должны устанавливаться с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов могут не применяться на территориях с низкой плотностью населения и в отдельных труднодоступных местах. Возможно ли эффективно осуществлять местное самоуправление на таких огромных территориях (например, площадь Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа составляла 862,1 тыс. кв. км, Эвенкийского автономного округа — 767,6 тыс. кв. км, а площадь Франции, которая является суверенным государством, — 550 тыс. кв. км.).

Не следует забывать о необходимости так называемого переходного периода. В этот отрезок времени решаются все наиболее важные организационные моменты объединения субъектов Российской Федерации. В качестве первоочередных вопросов решаются: формирование органов государственной власти вновь образованного субъекта, прекращение деятельности органов государственной власти объединившихся субъектов, правопреемство нового субъекта, внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, функционирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных судов на территории нового субъекта Российской Федерации. Деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти объединяющихся субъектов Российской Федерации в переходный период имеет определенный перечень ограничений, закрепленный в Федеральном конституционном законе:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов, а также решений, в том числе о проведении референдумов по вопросу о прекращении (приостановлении) процесса образования нового субъекта Российской Федерации;

Страницы: 1 2 3