Внутренняя структура и порядок работы парламента
Материалы / Статус Европейского парламента / Внутренняя структура и порядок работы парламента
Страница 1

Европейский парламент обладает однопалатной структурой. Пожалуй, главная особенность его внутреннего построения связана практически с особенностями функционирования Парламента. Европейский парламент работает на постоянной основе.

Ежегодно утверждается депутатами программа его работы. Основную массу времени депутаты проводят, однако, не на пленарных заседаниях, а на заседаниях комитетов. Ежемесячно пленарные заседания занимают одну неделю, в то время как для заседаний комитетов отводится не менее двух недель в месяц.

Структура и порядок функционирования Парламента регулируются, прежде всего, его Внутренним регламентом. Работой Парламента руководит его Председатель, который избирается на половину срока самой легислатуры, то есть на период в два с половиной года. Председатель руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции, участвует наряду с Председателем Комиссии и лицом, осуществляющим председательствование в Совете, в представительстве Сообществ и Союза. Председателю помогают 14 вице-председателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя Бюро Парламента: Вопросами определения повестки дня и организации прений в ходе заседаний Парламента ведает конференция председателей, включающая, в частности, председателей парламентских политических групп (фракций) и председателей парламентских комиссий.

Исключительно важную роль в работе Парламента играют комиссии. Они создаются либо на постоянной, либо на временной основе. Это могут быть комиссии общего и специализированного характера. Численный состав этих комиссий весьма разнообразен. Члены комиссий избираются на основе предложений и обычно пропорционально численности политических групп. Одновременно принимаются во внимание факторы географического порядка. Амстердамский договор официализировал создание временных следственных комиссий, которые были образованы несколько раньше на основе совместного постановления Парламента, Совета и Комиссии, принятого 6 марта 1995 г.

Маастрихтский договор 1992 г. ввел в Договор о ЕС новую статью 138-А, которая подтверждает формирование в Парламенте политических групп (фракций), создававших не на основе национальной или национально-территориальной принадлежности, а на основе совместных политических интересов. Договор подчеркивает, что политические партии, создаваемые на европейском уровне, являются важным фактором интеграции внутри Союза. Порядок формирования парламентских политических групп определяется ст. 29 внутреннего Регламента, которая, в частности, устанавливает прямую зависимость обретения статуса политической группы от транснационального характера группы. Чем большее число стран представлено в составе данной политической группы, тем ниже порог численности, необходимой для ее учреждения. По состоянию на 31 декабря 1999 г., то есть после июньских выборов 1999 г., в составе Европейского парламента насчитывалось 8 политических групп. К их числу принадлежат: группа Европейской народной партии — 233 депутата; группа Партии европейских социалистов — 180 (214); группа Европейской партии либералов, демократов и реформаторов — 51 (42); группа "зеленых" Свободный союз за Европу — 48 (35); Объединения конфедеративных групп единых левых и "зеленых" левых Скандинавии — 42 (34); группа Союз за Европу наций — 30 (15); группа за Европу демократий и разнообразия — 16 (ранее отсутствовала); независимые (депутаты, не входящие ни в одну из групп) — 26 (37).

Две политические партии преимущественно центристского толка — Европейская народная партия и Партия европейских социалистов — располагают абсолютным большинством мест в составе Европейского парламента трех последних созывов. Именно из представителей этих партий и замещаются главные руководящие должности в Европейском парламенте.

Европейский парламент работает в сессионном порядке. Ежегодно проводится одна сессия Парламента. Каждая сессия собирается, как правило, во второй вторник марта. Все очередные сессии проводятся в Страсбурге. Внеочередные сессии Парламента собираются по требованию большинства его членов, Совета или Комиссии. На заседаниях присутствует представитель Комиссии, который должен быть заслушан депутатами по его требованию. Продолжительность очередной сессии — от одной до двух недель. Внеочередные сессии проводятся в Брюсселе, их продолжительность, как правило, не превышает двух дней. Заседания Парламента являются открытыми. Парламентские дебаты публикуются в официальном издании "Журналь офисьель". Решения принимаются Парламентом по общему правилу абсолютным большинством его членов, присутствующих на заседании. Кворум составляет не менее трети от общего списочного состава депутатов. Специальные процедуры могут быть установлены для принятия отдельных конкретных решений. Так, принятие позитивного совпадающего заключения по вопросу о расширении состава Союза требует не только квалифицированного большинства голосов, но и в качестве обязательного условия присутствие на заседании абсолютного большинства списочного состава депутатов. Заседания постоянных комитетов занимают, как правило, от одной до двух недель ежемесячно. Комитеты, создаваемые на постоянной основе, образуются в зависимости от предметов ведения. Они избирают свои руководящие органы, в том числе председателя и генерального докладчика. Работа и решения комитетов имеют весьма существенное значение. Причем постоянные комитеты могут рассматривать как вопросы, переданные на их обсуждение в соответствии с учредительными актами и по решению руководящихся органов Парламента, так и вопросы, вносимые в повестку дня по собственной инициативе. Ни один существенно важный вопрос не должен решаться пленумом палаты без предварительного обсуждения в комитете и заслушания его доклада. Впрочем, заключение комитетов обязательным для пленума палаты не является. Заседания комитетов, проходящие обычно в Брюсселе, образуют интегральную составную часть парламентской сессии.

Страницы: 1 2 3